Влияние школьной адаптации на формирование учебной деятельности младших школьников
Введение
В настоящее время в нашем обществе очень высокие требования как к процессу обучения, так и к самим школьникам. Главная задача системы образования воспитание и развитие свободно мыслящего человека, способного анализировать и рефлексировать. У самого школьника на момент поступления в школу должны быть развиты многие навыки и умения.
Главная проблема благополучного прохождения периода адаптации к школьному обучению детьми 6-8 лет была и остаётся преимущественно актуальной в образовательном процессе. В соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования среди личностных результатов освоения основной образовательной программы заявлены овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Содержание
Введение…………………………………………………………….……………..3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЕ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ………………………………………………………………………….7
1.1.Проблема адаптации в отечественной психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………..…7
1.2.Теоретические подходы к рассмотрению проблемы мотивации учения……………………………………………………………………………10
1.3.Психологическая характеристика младшего школьного возраста.........................................................................................................14
Выводы по главе I……………………..………………………………..………20
Глава II. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ…………………………………………………………………………22
2.1.Организация процедуры экспериментальной работы ………….22
2.2.Анализ результатов исследования взаимосвязи адаптации первоклассников к школе и мотивации учения………………………………34
2.3. Рекомендации………………………………………………………..43
Выводы по II главе……………………………………….……………………..46
Заключение…………………………………………………………..….………48
Список использованной литературы……………………………..……………52
Список использованной литературы
1. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников [Текст]: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. — М.
: Академия, 2002. — 208с.
2. Антонова, Г.П. Обучаемость и внушаемость младших школьников [Текст] / Г.П. Антонова, И.П. Антонова // Вопр. психологии. — (Психология и практика). — 1991. — № 4. — С. 42-50.
3. Баданина, Л.П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] / Л.П. Баданина // Начальная школа плюс До и После. - 2014. - № 2. - С. 59- 62.
4. Бардиер, Г. Я хочу! [Текст]:Психол.сопровождениеестеств. развития маленьких детей / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. — 2- е изд. — СПб. : Стройлеспечать, 2016. — 92с.
5. Баркан, А.И. Типы адаптации первоклассников [Текст] / А.И. Баркан // Педиатрия. — 1983. — №5.— С.10-15
6. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации [Текст] / М.М. Безруких. – М. : Академия, 2017. – 232 с.
7. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] : кн. Для учителя / А.С. Белкин. — М. : Просвещение, 1991. — 176 с.
8. Березин Ф.Б. Психическая адаптация и тревога [Текст] / Ф. Б. Березин // Психические состояния : хрестоматия / сост. Л. В. Куликов. — СПб., СПб., 2020. — С. 219-229.
9. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция. Педагогическая поддержка [Текст] / М.Р. Битянова. – М. :Педагогический поиск, 2014.- 256с.
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. – М. : Совершенство, 2013. – 298 с.
11. Битянова, М.Р. Первичная адаптация ребенка в школе [Текст] : /М.Р. Битянова [и др.]. — М., М., 1998. — С. 68-120.
12. Богословский, В.В. Общая психология : учеб. пособие для пед. ин-тов [Текст] / под ред. В. В. Богословского [и др.]. — 3-е изд. ,перераб .
и доп. — М. : Просвещение, 1981. — 383 с. : ил. — 1.10.
Сначала это многократное прочитывание материала, далее чередование прочитывания и пересказа. Для запоминания материала очень важно опираться на наглядный материал (пособия, макеты, картины).
Повторения должны быть разнообразными, перед учениками должна становиться какая-то новая учебная задача. Даже правила, законы, определения понятий, которые надо выучить дословно, можно не просто "зазубривать". Для запоминания такого материала младший школьник должен знать, зачем он ему необходим. Установлено, что дети существенно лучше запоминают слова, если они включены в игру или какую-либо трудовую деятельность. Для лучшего запоминания можно использовать момент дружеского соревнования, стремление получить похвалу учителя, звёздочку в тетради, хорошую отметку. Эффективность запоминания повышает также осмысливание запоминаемого материала.