Диагностика и развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектива
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе развитие коммуникативных навыков младших подростков становится актуальной проблемой, которая приобретает особое значение, как для каждой личности, так и в целом для социума. С момента рождения ребенок осваивает мир через общение с другими людьми, именно построение межличностных отношений становится основой высоких достижений в изучении явлений материального мира. В этой связи ребенок должен изучать, прежде всего, правила интеракции с людьми, чтобы сформироваться как активному и полноправному члену социума.
Анализ педагогических исследований показывает, что в сложившейся педагогической практике проблема диагностики и развития коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектива изучена недостаточно, что приводит к отсутствию системы целенаправленного и разностороннего формирования требуемых навыков.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические аспекты диагностики и развития коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектива……………………………………………………………………6
1.1 Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектива как проблема психолого-педагогической науки……………………………………………………6
1.2 Методы диагностики и развития коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектива…...8
1.3 Психолого-педагогический и социальный потенциал временного детского коллектива в процессе развития коммуникативных навыков младших подростков…………………………………………………13
2 Исследование развития коммуникативных навыков младших подростков в условиях временного детского коллектив………………….. 17
2.1 Характеристика базы, формы и методы исследования…………….. 17
2.2 Организация и результаты исследования…………………………… 21
Заключение…………………………………………………………………… 28
Список использованных источников………………………………………. 30
Приложение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бакуненко, М. О., Феоктистова, Я. С. Системный подход к формированию коммуникативных навыков подростков / М. О. Бакуненко, Я. С. Феоктистова // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – URL: https://psyjournals.ru/education21/issue/54371_full.shtml (дата обращения: 29.01.22). – ISBN: 978-5-9935-0236-6.
Баранова, О. Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности / О. Г. Баранова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). — С. 566–569. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16228/ (дата обращения: 15.02.2022).
Безрукавный, О. С. Особенности коммуникативной компетентности учащихся младшего подросткового возраста / О. С. Безрукавный // Психология и педагогика образования будущего : Материалы международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов, Ярославль, 13 февраля – 25 2017 года / Л. В. Байбородовой, Н. В. Нижегородцевой. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2017. – С. 31–33.
Белобородов А. М. Развитие коммуникативных способностей подростков в процессе тренингового воздействия / А. М. Белобородов // Научный диалог. – 2013 – № 9 (21) : Психология. Педагогика. – С. 6–20.
Брейкина, Т. В. Результаты диагностики коммуникативных навыков младших подростков с ЗПР / Т. В. Брейкина, Ю. М. Васина // Проблемы теории и практики современной психологии : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Иркутск, 25–26 апреля 2019 года. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. – С. 62–64.
Заболотный, А. С. Социальнаяя компетентность подростков и особенности ее формирования в условиях временных детских объединений / А. С. Заболотный. – URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/zabolotnyy-a-s-socialnaya-kompetentn/ (дата обращения: 13.01.2022).
Забродина, Л. А. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных универсальных учебных действий у
1.3 Психолого-педагогический и социальный потенциал временного детского коллектива в процессе развития коммуникативных навыков младших подростков
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития коммуникативных навыков младших подростков во временном детском объединении, являются: личностно-ориентированное обеспечение, индивидуальная деятельность, социально-ориентированная образовательная среда, формирование мотивации подростков.
1. Личностно-ориентированное информационное обеспечение коммуникативного самосовершенствования подростка, которое предполагает:
обеспечение подростков информацией о нормах и правилах коммуникативного взаимодействия, идеалах, ценностях, эталонах общения и о способах осуществления коммуникации,
включение в коммуникативное взаимодействие со сверстниками, малышами, взрослыми