Совершенствование речи учащихся при работе над изложениями
Введение
Развитие устной и письменной речи школьников – одно из главных направлений в методике преподавания литературы. Пополнение словарного запаса учащихся в художественных произведениях, обучение связной речи и развитие ее выразительности – таковы основные задачи, которые решаются в изложениях.
Речь является главной деятельностью человека, которая начинает проявляться еще в младенческом возрасте ребенка с помощью разговора, письмо, чтения, образного мышления и творческого подхода.
Школьная система обучения письменной связной речи направлена не только на повышение качества знаний, но и на развитие мотивации к обучению младших школьников.
Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов.
Разработанная психологами модель порождения речевых высказываний включает в себя следующие этапы:
а) этап мотивации высказывания;
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и сущность процесса формирования и развития письменной связной речи младших школьников
1.2. Процесс работы над изложением на уроках русского языка
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ
2.1 Организация и методики определения эффективности развития письменной связной речи младших школьников
2.2 Содержание формирующего эксперимента и анализ его результатов
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ
Залючение
Список литературы
Список литературы
1. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса [Текст] /Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университ-кое, 1990.- 560 с.
2. Асадуллин, Р.М. Профессиональная педагогическая подготовка в переломные периоды развития общества [Текст] /Р.М. Асадуллин, Э.Ш. Хамитов, В.С. Хазиев. – Уфа: Китап, 2001. – 263 с.
3. Айдарова Л. И. Психологические проблемы обучения младших. школьников русскому языку. — М.: Педагогика, 1978.- 144 с, с ил.4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
5. Быстрова Е.А. Обучение русскому языку в школе. Изд. Дрофа. - М., 2004, с. 20-35.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Педагогика, 1996.- 115с.
7. Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учеб.пособие для студентов гуманит. спец. вузов /П.Я. Гальперин. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 329 с.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961; Спб.,2007 - 470 с.
9. Ефросинина Л.А., Омороков М.И. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2004. -224с.
10. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. Т.1. А-Л/изд.: издательская группа АСТ. - 2006 ISBN: 5-17-029521-9
11. Жинкин Н.И Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. М.: Знание, 1969.- 204с.
12. Жинкин Н.И Речь как проводник информации. М.: Просвещение, 1982.- 198с.
13. Закон Российской Федерации «Об образовании» [Текст] – М.: ИНФРА, 2000. – 52 с.
14. Закон Республики Башкортостан об образовании [Текст] //Ведомости Верх. Сов. и правительства РБ. – 1993. - № 4.- С.223-262.
15. Занков, Л.В. Избранные педагогические труды [Текст]/Л.В. Занков. – М.: Педагогика, 1990. – 424 с.
16. Закожурникова М.Л., Рождественский Н.С., Костенко Ф. Д., Матвеева А.Н. Учебник русского языка, 2 класс. М.: Просвещение1995. – 214с.
17. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык в начальной школе. М.: Просвещение. 2006.- 95с.
Рассматривая исследуемый вопрос в психолого-педагогической литературе, следует также отметить, что, анализ современных учебников русского языка, составленных на основе учебно-методических комплексов «Школа России» и «Школа 2100» по развитию письменной связной речи, позволил отметить, что их содержание соответствует стандартам второго поколения ФГОС.
Понятие «развитие связной письменной речи» у младших школьников обычно связывается с двумя видами работ – изложениями или сочинениями. Безусловно, данные формы письменной работы способствуют формированию письменной связной речи, когда школьник может не только выражать, но и доносить свои мысли до других в письменной форме.
Таким образом, рассматривая сущность понятия о развитии письменной связной речи младших школьников, подошли к теме второго параграфа: исследованию процесса работы над изложением.
Этапы работы над изложением.