Формирование у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками в процессе обучения

Цель исследования: теоретически обосновать особенности формирования у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.07.2022
Объем файла
88 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
600 руб.
750 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Младший школьный возраст характеризуется наиболее интенсивным общением: развиваются основы межличностных отношений и сотрудничества, которые были заложены еще в дошкольном возрасте, формируются основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно разрешать возникающие проблемы.
Учебное сотрудничество направлено на общие для всех людей способы мышления и действия. Учебное сотрудничество направлено на результат, а результатом являются новые способы действия, освоенные ребенком. Таким образом, наиболее эффективной формой обучения, при которой создаются все необходимые условия для развития и формирования учебной деятельности младшего школьника становится – учебное сотрудничество.
Учебное сотрудничество позволяет создать условия для общего развития младших школьников. Сотрудничество создает принципиально новый уровень организации всего педагогического процесса, который предполагает обязательную активность обеих сторо

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6

1.1. Понятие учебное сотрудничество в психолого-педагогической литературе 6

1.2 Сущность умения планировать учебное сотрудничество младшими школьниками 11

1.3 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на формирование умения сотрудничать 14

1.4 Формы и методы развития навыков сотрудничества младших школьников 18

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ ПЛАНИРОВАТЬ УЧЕБНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СО СВЕРСТНИКАМИ 22

2.1 Формирование умения планировать учебное сотрудничество младших школьников 22

2.2. Организация экспериментальной работы и подбор методик для исследования уровня сформированности у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество со сверстниками 25

2.3. Анализ результатов исследования уровня сформированности у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 28

Заключение 40

Список использованных источников 43

Список утверждений
1. Ребята стараются хорошо выполнять дела, полезные всей школе.
2. Когда мы собираемся вместе, мы обязательно говорим об общих делах класса.
3. Для нас важно, чтобы каждый в классе мог высказывать свое мнение.
4. У нас получается лучше, если мы что-то делаем все вместе, а не каждый по отдельности.
5. После уроков мы не спешим расходиться и продолжаем общаться друг с другом.
6. Мы участвуем в чем-то, если рассчитываем на награду или успех.
7. Классному руководителю с нами интересно.
8. Если классный руководитель предлагает нам, что делать, он учитывает наши мнения.
9. Классный руководитель стремится, чтобы каждый в классе понимал, зачем мы делаем то или иное дело.
10. Ребята нашего класса всегда хорошо себя ведут.
11. Мы согласны на трудную работу, если она нужна школе.
12. Мы заботимся о том, чтобы наш класс был самым дружным в школе. 13. Лидером класса может быть тот, кто выражает мнение других ребят. 14. Если дело интересное, то весь класс в нем активно учувствует.
15. В общих делах класса нам больше всего нравится помогать друг другу. 16. Нас легче вовлечь в дело, если доказать его пользу для каждого.
17. Дело идет намного лучше, когда с нами классный руководитель.
18. При затруднениях мы свободно обращаемся к классному руководителю.
19. Если дело не удается, классный руководитель делит ответственность с нами.
20. В нашем классе ребята всегда и во всем правы.
Обработка и интерпретация результатов. Все 20 утверждений представляют собой 10 шкал, хотя при обработке результатов, возможно, рассматривать ответы школьников по каждому из 20 утверждений отдельно. В соответствии с порядковым 66 номером утверждений от №1 до №10 (и аналогично от №11 до №20) это следующие шкалы:
(1) – ценность школы. При высоких значениях: ориентация на школу, активность в общешкольных делах, включенность в ритм жизни параллели, широкий круг общения в школьном коллективе.
(2) – ценность класса. При

Сотрудничество так же рассматривают как совместную деятельность  детей в образовательном процессе. Суть учебного сотрудничества заключается в активном взаимодействии, где все участники идут к общей, поставленной перед ними цели. В совместной деятельности способности, возможности учеников реализуются более открыто, шире, осмысленнее, а получение знаний проходит намного эффективнее.
Д. Джонсон в своих исследованиях  назвал пять элементов учебного сотрудничества, которые отличают его от других форм организации учебного процесса:
- позитивное взаимоотношение между участниками взаимодействия;
- индивидуальная и коллективная ответственность;
- тесное общение участников друг с другом;
- приобретение учениками навыков социального поведения;
- наличие «технологии» совместной работы, ее организации, включающей обсуждение различных способов достижения цели.
Зачем ребёнку начальной школы умение сотрудничать? Ещё Аристотель утверждал, что “привычки, вырабатываемые с детства, определяют всю нашу жизнь”. Всё и хорошее, и плохое в нашем будущем закладывается именно с детства. А значит, важно именно с первого класса создавать для учеников такие условия, в которых у них начало бы формироваться важное коммуникативное умение сотрудничать.
Понятие «умение сотрудничать» можно охарактеризовать как умение лидировать, не притесняя и не ущемляя интересы других, умение принимать решения, умение разрешать конфликты, если они возникли. 
При организации такой работы должен быть труд каждого в отдельности, из которого складывается совместный результат.
Анализируя проблемы развития детей, известный психолог Выготский Л.С. в свое время писал, что способность самостоятельно решать те или иные учебные задачи является показателем уже усвоенных знаний и умений. Но педагог должен вести младшего школьника дальше, предлагая ему новые более сложные задачи, которые он может решить с чьей-то помощью.