Символы в народном искусстве как средство формирования представлений младших школьников об истоках декоративного искусства
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования:
Проблема приобщения школьников к русской народной культуре затрагивала социум еще в 20 веке. Доказывают это строки Солженицина А.И.: «В последнее время русская культура искажена тлетворным облучением, перестаёт существовать Россия как духовная сущность и как историческое явление». [34с.,1]
ФГОС НОО перечисляет следующие предметные результаты по изобразительному искусству:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ИСТОКИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНОГО ИСКУССТВА
1.1 Формирование представлений младших школьников об истоках декоративного искусства
1.2 Символы в народном искусстве
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды. Х - ХХ вв.: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В. М. Василенко. - М.: Сов. художник, 1974. - 294 с. – Текст: непосредственный
Жаксыбергенова, А. Ж. Народное декоративно-прикладное искусство основа материальной и духовной культуры: учебное пособие / А. Ж. Жаксыбергенова. — М.: Издательский центр «Академия», 2015. — 89с. — Текст: непостредственныйКанцедикас, А. С. Народное искусство: учебно-методическое пособие / А. С. Канцедикас. — М.: Издательский центр «Знание», 2006. — 170с. – Текст: непосредственный
Менчикова, Н. Н. Вятские народные промыслы и ремесла: история и современность: учебное пособие / Н. Н. Менчикова. – Киров: изд. "О-краткое", 2010. – 192с. – Текст: непосредственный
Неменский, Б. М. Изобразительное искусство. Рабочая программа: учебное пособие / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева; под ред. Б.М.Неменского. - М.: Изд. центр «Просвещение», 2016. – 129с. – Текст: непосредственный
Неменский, Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки / Б. М. Неменский под ред. Б. М. Неменского. - М.: изд. центр «Просвещение», 2016
Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия: энциклопедия / А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 2010. – 600с. – Текст: непосредственный
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.М.Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 338с. – Текст: непосредственный
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373]. – Режим доступа: электронный. URL: https://vk.com/doc22790125_639351592?hash=mM7uZlxVlfTnKKA1WyoYEh4fKnF7sDcRJTBr4Z6pIe8&dl=moe89IDc4zx4SlISs9iIE32spReZB2xQUbE3mkEE8fw (дата обращения: 23.02.22)
Предметы быта различного назначения, которые служили, не только жизненно — практическому назначению, но и удовлетворяли эстетические потребности и воспитывали в человеке художественный вкус. Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни и наших далеких предков, но и о художественном направлении времени.
Предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, и тем самым выражают особенности национальных черт. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форму предмета либо материал и технику его обработки, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декора.