Анализ и совершенствование маркетинговых коммуникаций в сфере здравоохранения (на примере медицинского центра «ЭндоВизион»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В реалиях современного мира маркетинг в системе здравоохранения является системой принципов, методов и мер, которые основываются на определенном формировании предложения услуг медицинского характера частным производителем.
На протяжении долгого времени в условиях рыночной экономики система здравоохранения нуждалась в заметном реформировании, предполагающим переход на методы планирования и управления хозяйственного характера, а также переход отношения рыночного характера в здравоохранении. В следствие вышеописанного возникла конкретная необходимость в применении новых организационных форм в данной сфере.
Как считают активные участники рынка частной медицины, развитие платных медицинских услуг ограничивают государственные учреждения здравоохранения, ведь они предлагают платные услуги по демпинговым ценам. Не менее важная проблема развития платных медицинских услуг - это большие финансовые затраты в открытие центра частной медицины. Так же важна проблема в профессионализме врачей, их сложно найти и удержать, тем более в самом начале работы частного медицинского центра.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 7
1.1. Маркетинговые коммуникации как эффективный инструмент маркетинговой деятельности……………………………………………………..7
1.2. Модель PESО как инструмент стратегического планирования маркетинговых коммуникаций 16
1.3. Особенности маркетинговых коммуникаций в сфере здравоохранения …………………………………………………………….......20
2. АНАЛИЗ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА «ЭНДОВИЗИОН» НА РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Г. ВОЛГОГРАДА …………………………………………………………………………………….26
2.1. Характеристика текущего положения медицинского центра «ЭндоВизион» на рынке медицинских услуг 26
2.2. Анализ позиционирования услуг медицинского центра «ЭндоВизион» 33
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИНТЕГРИРОВАННЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ МЕДИЦИНСКОГО ЦЕНТРА «ЭНДОВИЗИОН» 43
3.1. Рекомендации по развитию маркетинговых коммуникаций в медицинской организации 43
3.2. Оценка эффективности предлагаемых рекомендаций…………………………………………………………………….46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………..53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М., 1997.
2. Беквит Г. Маркетинг услуг: основные принципы. М. - 2008.
3. Боханов С.Ю, Предпосылки использования маркетинга в здравоохранении // Корпоративнй менеджмент. №2.-2002.
4. Галкин Р.А., Двойников С.И., Павлов В.В. Маркетинг, лизинг, логистика в здравоохранении: Монография, - "Перспектива", Самара - СПб, 1998.
5. Голубкова Е.Н., Цветкова А.Б. Использование Интернета в коммуникативной политике медицинского центра. // : Маркетинг в России и за рубежом №1.- 2004
6. Груниг Дж.Е., Хант Е. Управляя паблик рилейшнз. - М., Прогресс, 2000.
7. Дейнекин Т.В. Комплексный метод оценки эффективности Интернет-рекламы в коммерческих организациях // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 2.
8. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учеб. пособие. Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1995.
9. Карасёва Т.В. и др. Медицинский маркетинг в современных условиях. М., 1996.
10. Кемалов Р.Ф. Актуальность применения концепции маркетинга в системе здравоохранения. // Менеджер здравоохранения. 2005.- № 12
11. Коммерческая деятельность учреждений здравоохранения.Документы. Комментарии. Ответы на вопросы. - М: МЦФЭР,1997.
12. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1996.
13. Крылов И.В. Управление маркетинговыми коммуникациями в России // Дисс. ... д-ра социол. наук (спец. 22.00.08 — социология управления). — М., 1998.
14. Кудрявцев А.А., Плам Р.Г., Чернова Г.В. Страхование здоровья (опыт Великобритании). М, 2003.
15. Кучеренко В.З., Филатов В.И., Рагимов Д.М. Маркетинг здравоохранения - система регулирования рынка медицинских услуг, М., 1991
16. Левант Н.А. Организация медицинского страхования в России М., 1993.
17. Лучкевич В.С., Поляков И.В.. Основы медицинского страхования в России. Санкт-Петербург, 1995г.
18. Лучкевич B.C. Основы социальной медицины и управления здравоохранением, Санкт-Петербург, 1997.
19. Макарова В.Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 1996.
20. Малахова Н.Г. Маркетинг медицинских услуг. - М.: Книжный мир, 1998.
21. Маркетинг. Словарь. / Голубков Е.П. - М., Экономика -Дело, 1994 г.
22. Новаторов Э.В. Особенности поведения потребителей услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. №1.
23. Ньюсом Д., Скотт Ф., Турк Дж. Это P. R. Реалии паблик рилейшнз - М., Юнити, 2002.
24. Пашутин С. Б. О некоторых проблемах маркетинга медикаментов. // Маркетинг в России и за рубежом №4, 2005
25. Поляков И.В. Экономика здравоохранения в системе рыночных отношений. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 1997.
26. Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление здравоохранением /под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1993.
27. Рынок платных медицинских услуг в России: текущее состояние и перспективы развития// http://marketing.rbc.ru/research/562949953515588.shtml
28. Рыжков Н.А. К вопросу о формировании информационного пространства в системе специального государственного здравоохранения / Пятые Петровские чтения. Сб. научи, тр. Р-л 3. Экономика. СПб.: 2004-стр. 179-182.
29. Селезнев В.Д. Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 1996г.
30. Стародубов В.И.Управление ЛПУ в современных условиях 2009-2010гг. РАМН.
31. Соколов А. Увеличение продаж. Возможности Интернета // Планета Интернет. — 2001. — №1. — http://www.med2000.ru/inetrek/sale_planet.htm
32. Столяров С.А. Рынок медицинских услуг: некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. Барнаул. 2002.
33. Столяров С.А. "Маркетинг и медицинская этика. Проблемы сочетаемости" //Проблемы управления здравоохранением. – 2005. – N 2.
34. Селезнев В.Д. Макроэкономические аспекты охраны здоровья населения России / Факторы экономического роста в изменяющейся России. Межвуз. сб. научи, тр. СПб.: 2003
35. Угаров Н.Г. Директ – маркетинг в медицине. Практические решения.// Экономический вестник фармации, 2004, № 4
36. Чубаков Г.Н. Стратегия ценообразования в маркетинговой практике предприятия. - М.:ИНФА-М, 1996.
37. Шарапов В.Ф., Тявкин В.П., Денисов И.Н. Маркетинг в медицине. Методические рекомендации. Самара, 1996.
38. Алешина, И.В. Маркетинг для менеджеров / И.В.Алешина. - М.: Гранд, 2003.- 456 с.
39. Багиев, Г.Л. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках / Г.Л.Багиев, И.В.Успенский, В.И.Ченцов - СПб. Питер, 2000. - 101 с.
40. Бернер, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж.Бернер, С.Мориарти. - СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
41. Бронникова, Т.С. Маркетинг. Учебное пособие / Т.С.Бронникова, А.Г.Чернявский. - М.: МЭСИ, 2000. – 348 с.
42. Быков, В.А. Повышение конкурентоспособности санаторно-курортных организаций: Препринт / В.А.Быков. – СПб.: СПбГУЭФ, 2006. – 10 с.
43. Ветитнев, А.М. Курортное дело: учебное пособие / А.М.Ветитнев, Л.Б.Журавлёва. — 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2007. - 528 с.
44. Ветитнев, А.М. Маркетинг санаторно-курортных услуг: Учеб. пособие / А.М.Ветитнев. - М.: Медицина, 2001. - 222 с.
45. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л.Ю.Гермогенова. - М.: РусПартнер Лтд., 2004. – 252 с.
46. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление, оценка эффективности / Г.Даулинг. - М.: ИМИДЖ-Контакт, 2003. - 368 с.
47. Демченко, Е.В. Маркетинг услуг: учеб. пособие / Е.В.Демченко. - Минск: БГЭУ, 2002. - 161 с.
48. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С.Завьялов, В.Е.Демидов. - М.: Международные отношения, 2004. – 184 с.
49. Киреев, И.В. Содержание отдельных составляющих маркетингового комплекса компаний, работающих в сфере услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - №3. – С.12.
50. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. Как создать завоевать и удержать рынок / Ф.Котлер. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. – 271 с.
51. Котлер, Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. В.Б.Боброва. - М.: Прогресс, 2004. - 773 с.
52. Лебедев, А.А О роли маркетинговых исследований в оптимизации хозяйственной деятельности лечебно-профилактических учреждений / А.А.Лебедев, Т.В.Карасев, С.Н.Толстов // Здравоохранение. - 1996. - №2. - С.5-11.
53. Марабян, Г.Л. Развитие концепции интегрированных маркетинговых коммуникаций // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2000. - №3. – С.7.
54. Марьяненко, П.В. Организационно-экономический механизм управления на рынке лечебно-оздоровительных услуг / П.В.Марьяненко. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2002. - 16 с.
55. Никитин, М.В. К оптимизации управленческих решений в санаторно-курортном комплексе на современном этапе. / М.В.Никитин // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья. - 2006. - №4. - С.79-80.
56. Поляков, И.В. Маркетинг медицинских услуг в условиях медицинского страхования / И.В.Поляков, С.В.Уваров и др. - Саратов: Слово, 1996. - 92 с.
57. Романов, А.И. Маркетинг: учебник / А.И.Романов, Ю.Ю.Корлючов, С.Н.Красильников. - М.: Банки и биржи, 2004. - 560 с.
58. Романова М.Е. Проблемы управления устойчивым развитием оздоровительного туризма // Управление бизнесом. - 2007. - №4. - С.4.
59. Смит, Пол Р. Маркетинг в вопросах и ответах / Смит Пол Р. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2004. - 312 с.
60. Современные подходы к оздоровлению: Значение санаторно-курортного лечения в современной медицине / Здравоохранение // Журнал «Экономика России: ХХI век». - 2006. - №20. – С.3.
61. Столяров, С.А. Рынок медицинских услуг: Некоторые его характеристики, проблемы и аспекты управления. 3-е изд. испр. и дополн. / С.А.Столяров. - Барнаул: Аз Бука, 2005. – 269 c.
62. Стороженко, Н.А., Лимонов В.И., Разумов А.Н. Структурное формирование санаторно-курортного комплекса и регулирование рынка санаторно-оздоровительных услуг - дело всех участников рынка / Н.А.Стороженко, В.И.Лимонов, А.Н.Разумов. // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. - 2003. - №6. - С.3-6.
63. Сысоев, А.В. Поиск оптимальных моделей решения проблем здоровья в условиях отдельного производства // Профессия и здоровье / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2003. - №24. – С.12.
64. Тогунов, И.А. Модель маркетинговой системы медицинских услуг (маркетинговая формализованная сущность либеральной системы здравоохранения) // Эксклюзивный маркетинг. - 2000. - № 5. - С.47-83.
65. Учебное пособие для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки /Т.В.Алесинская, Л.Н.Дейнека, А.Н.Проклин, Л.В.Фоменко и др.; Под общей ред. В.Е.Ланкина. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 241 с.
66. Харрис, Ричард Психология массовых коммуникаций. - 4-е международное издание / Ричард Харрис. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 390 с.
67. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг / В.Е.Хруцкий и др. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 560 с.
68. Чумиков, А.Н. Связи с общественностью / А.Н.Чумиков. - М.: Дело, 2001. – 272 с.
69. Шульц, Д.Е. Новая парадигма маркетинга: Интегрированные Маркетинговые Коммуникации / Д.Е.Шульц, С.И.Танненбаум, Р.Ф.Лауретборн. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 233 с.
70. Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. чл.- корр. РАМН, проф. А.В.Решетникова. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЕОТАР-МЕД, 2004. – 272 с.
71. Is 2022 the Year You (Finally) Embrace the PESO Model™? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL.: https://spinsucks.com/communication/pr-pros-must-embrace-the-peso-model/.
Как мы видим, сайт выполнен в минималистичном стиле, без ярких навязчивых цветов. Смотрится гармонично, сайт удобен в ориентировании и в поиске необходимой информации. На главной странице сайта изображено панорамное фото медицинского центра, которое выполняет роль заочного ознакомления с центром, побуждая потенциальных пациентов посетить его. Стоит обратить внимание, что на данном фото видно, что центр современный, с хорошим ремонтом, выполнен в светлых, располагающих к себе оттенках. Сайт не перегружен лишней информацией, есть окошко для помощи «Напишите нам», и сразу же есть «Запись online», чтобы потенциальный пациент «не потерялся» и сразу увидел, как и куда обращаться. Так же рядом указана ссылка на Instagram, который мы сейчас так же подробно рассмотрим (см. «Приложение 3»).