Особенности восприятия и речи у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. За последнее десятилетие отмечается значительный рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), как в России, так и по всему миру. Центр по контролю и профилактике заболеваний США опубликовал в 2020 году новую статистику – расстройства аутистического спектра встречаются у каждого 54-го ребёнка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года. У мальчиков аутизм диагностируется в 3 раза чаще, чем у девочек. По данным 67 сессии Генеральной Ассамблеи ООН, распространенность РАС в детской популяции составляет 61,9 на 10 000 детского населения [Купер, Херон, Хьюард, 2016, с. 89].
Расстройства аутистического спектра (РАС) представляют собой группу нарушений развития, обязательными признаками которых являются нарушения коммуникативной, когнитивной, речевой сфер.
Большинство проблем в обучении и поведении у детей с РАС является результатом нарушения восприятия или переработки информации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПРИЯТИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 7
1.1. Теоретический анализ понятия «расстройства аутистического спектра» 7
1.2. Характерные черты развития детей с расстройствами аутистического спектра 16
1.3. Особенности восприятия и речи у детей с расстройствами аутистического спектра 23
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА 31
2.1. Организация и методики исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Альберто П., Траутман Э. Прикладной анализ поведения. Учебно-методическое пособие для педагогов, учителей-дефектологов, психологов – М.: Оперант, 2015 – 201 с.
2. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме // Дефектология. 2015. – N 2. – с. 46-56.
3. Баенская Е.Р., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь: методическое пособие для воспитателей, педагогов, психологов и дефектологов дошк. и шк. общеобразоват. и спец. (корректирующих) учреждений / – Москва: Полиграф Сервис. 2018. – 318 с.
4. Барбера М.Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами /–Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2014. – 304 с.
5. Башина В.М. Детский аутизм/ – Москва: Экзамен. 2016. – 148 с.
6. Башина В.М. Ранний детский аутизм // Исцеление. – 2017. – №3. – с. 73-82.
7. Башина В.М., Симашина Н.В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Исцеление – М., 2017. – с. 154-160.
8. Богдашина О. Аутизм: определение и диагностика / – Донецк: Лебедь, 2018. – 112 с.
9. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / СПб.: Питер. 2015. – 351 с.
10. Варгас Дж. Анализ деятельности учащихся. Методология повышения школьной успеваемости / – Москва. Оперант. 2015. – 480 с.
11. Волкмар Ф.Р., Вайзнер Л.А., пер. с англ. Зуева Б., Чечиной А. Аутизм: Практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей / – Екатеринбург: Рама Паблишинг. 2019. – 288 с.
Они не теряют интерес к своему занятию, иногда производя впечатление отрешенности. При попытке оторвать их от занятия, выражают недовольство. Игры, требующие фантазии и воображения, редко привлекают таких детей. Если у девочки есть кукла она не будет ее переодевать, усаживать за стол и знакомить с другими. Ее игра ограничится однообразным действием, например, расчесыванием волос у этой куклы. Это действие она может проделывать десятки раз за день. Даже если ребенок и проделывает несколько действий со своей игрушкой, то всегда в одной и той же последовательности. Однако, как правило, дети не играют со своими игрушками, а больше сортируют их. Выстраивать и сортировать свои игрушки ребенок может по различным критериям – цвету, форме, размеру. Внимание такого ребенка больше привлекают предметы домашнего обихода, например, ключи, кусочек материала