Технология обследования и коррекции чтения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Введение
Актуальность исследования. Главной задачей является повышение эффективности обучения и воспитания детей. Важная роль в этом процессе, несомненно, принадлежит урокам чтения.
Нарушения чтения у детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) носят системный характер. По данным специалистов (М. Ф. Гнездилова, В. Г. Петровой и др.), у умственно отсталых учащихся страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.
А.К.Аксёнова отмечает, что процесс становления навыка чтения у умственно отсталых детей является более сложным, чем у их сверстников с нормальным развитием.
Содержание
Введение3
Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта6
1.1 Психофизиологические основы чтения6
1.2 Трудности в формировании навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта14
1.3 Методы и приёмы формирования навыков чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта19
Глава 2. Коррекционно-педагогическая работа по устранению трудностей формирования навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта26
2.1 Выявление уровня сформированности навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта26
2.2 Формирование навыков чтения у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта34
2.3 Оценка эффективности коррекционной работы42
Заключение48
Список литературы51
Приложение55
Список литературы
Аксёнова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка в 1–4 классах вспомогательной школы/ А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская.– М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов/ А.К. Аксёнова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.: Эксмо, 2009. – 464 с.
Брунов Б.П. Обучение детей с проблемами в интеллектуальном развитии/ Б.П. Брунов. – Красноярск, 2003. – 160 с.
Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми/ В.Я. Василевская / Изв. АПН РСФСР. – М., 1961. – Вып . 114. – 480с.
Волкова Л.С. Логопедия / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. – М.: Просвещение, 2007. – 192 с.
Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1–4 классах вспомогательной школы/ В.В. Воронкова. – М.: Просвещение, 1988. – 102 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 367 с.
Глаголева Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников чтению и письму / Е.А. Глаголева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2003. – №4. – С.52–57.
Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. – М.: Просвещение, 1965. – 101 с.
Горецкий В.Г. Организация текущего и рубежного контроля за усвоением знаний, умений и навыков в процессе обучения детей чтению в начальных классах/ В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. – М.: Новая школа, 1994. – 92 c.
Городилова В.И. Чтение и письмо/ В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева. – СПб.: Дельта, 1997. – 261 с.
Данилкина Г.И. Особенности обучения русскому языку во вспомогательной школе / Г.И. Данилкина. – М.: Педагогика, 1986. – 246 с.
Так, усвоение букв представляет большую трудность для этих детей: из-за недоразвития фонематического восприятия, неумения различить оппозиционные звуки, несформированности пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
Особенно сложным для них является слияние звуков в слоги. Процесс слияния звуков в слоги осуществляется, прежде всего, на основе четкого представления о звуковой структуре слогов. Как показывают многие исследования, функция фонематического анализа формируется у умственно отсталых школьников с большим трудом. Сложным является для них и формирование обобщенного представления о слоге.
У детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) в процессе чтения слов, вследствие недифференцированности восприятия, почти не существует доминирующих букв.