Педагогические условия формирования социокультурной компетенции у студентов
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономическая и политическая специфика развития современного российского общества сформировала необходимые для открытости в международной коммуникации основания и повлияла на образовательную политику в общем и исследование иностранных языков в частности. Отличительной чертой сегодняшнего периода является необходимость переосмысления той глобальной цели, на разрешение которой ориентируется обучение иностранному языку в качестве средства для эффективных межкультурных контактов.
Непрерывные и ежегодно увеличивающиеся контакты, подвижность населения, а особенно молодых людей, которые обучаются в разных странах, предусматривают не только ликвидацию конфликтов, но и понимание особенностей межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире. Подобная ситуация предполагает наличие знаний у контактирующих сторон относительно культуры и специфике той или иной страны.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ…………………..7
1.1. Содержание и структура понятия «социокультурная компетенция»…….7
1.2. Характеристика особенностей социокультурной компетенции, формируемой у студентов……………………………………...……………….19
Выводы по главе 1………………………………………………………. 28 ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ВУЗОВ………………………………………………………..….29
2.1. Программа опытно-экспериментальной работы………………………….29
2.2. Оценка результативности опытно-экспериментального исследования по формированию социокультурной компетенции у студентов…………………36
Выводы по главе 2……………………………………………………..….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...……40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………..42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агапова, С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации (английский язык) [Текст] / С.Г. Агапова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 288 с.
Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. – 384 с.
Анашкина, И.Я. Язык и культура. Культурно-аксиологический подход [Текст] / И. Я. Анашкина. – М.: Русский язык, 1994. – 120 с.
Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] Г.М. Андреева. 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003. ― 364 с.
Астафурова, Т.Н. Стратегии коммуникативного поведения в профессионально-значимых ситуациях межкультурного общения [Текст]: автореф. дис. ... док. пед. наук / Т.Н. Астафурова. – Москва, 1997. – 41 с.
Бабанский, Ю.К. Выбор и применение методов исследования в дидактике [Текст] / Ю.К. Бабанский. Избранные педагогические труды. – М: Педагогика, 1989. – 495 с.
Бабанский, Ю.К. Совершенствование форм обучения [Текст] / Ю.К. Бабанский // Избранные педагогические труды. – Москва: Педагогика, 1989. – 495 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 304 с.
Борходоева, Л.А. Прагматический текст как средство социокультурной компетенции студентов языкового вуза [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Борходеева. – Улан-Удэ, 2002. – 24 с.
Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов [Текст] / А. Вежбицкая. – Москва: Языки славянской культуры, 2001. – 288 с.
Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного[Текст] / Е. М. Верещагин. – Москва: Русский язык, 1990. – 246 с.
Власенко, Н.М. Формирование дискурсивной социокультурной компетенции в процессе профессионально-языковой подготовки специалиста межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 [Текст] / Н. М. Власенко. – Москва, 2004
Видные отечественные психологии – Б.В. Беляев, Л.С. Выготский, Т.Г. Егоров, И.А. Зимняя и др. – подчеркивали наличие в восприятии каждого члена коммуникации своего личного багажа, другими словами – своей собственной культуры (индивидуальной картины мира), которая в определенной степени противопоставлена чужому миру (чужой образ сознания). Это создает условия для формирования диалогичности личности, наделяющей личность способностям вести диалог культур. Процесс приобщения к иной культуре в рамках диалога культур предполагает необходимость будущему специалисту опираться на знания относительно своей культуры в контексте получения знаний о чужой культуры и попытки осознания ее ключевых понятий и особенностей[8].