Формирование мыслительных операций у дошкольников с нарушением слуха
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Согласно Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов», ежегодно происходит увеличение доли дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. По данным статистики Минздравсоцразвития, в Российской Федерации каждый год рождается не менее полторы тысячи детей с нарушением слуха, вместе с тем нарушение слуха встречается и в качестве приобретённого дефекта. Работа с данной категорией дошкольников требует от педагога соответственной подготовки в связи с особенностями психического развития детей, отличного от возрастных норм развития.
Одним из самых важных отличий в развитии здорового ребенка и ребенка с нарушением слуха является формирование мыслительных операций. Слух является одним из инструментов взаимодействия с окружающим миром и основополагающих источников получения информации, в связи с чем его отсутствие напрямую влияет на мыслительные способности дошкольника, находящегося на этапе активного развития.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к изучению развития мыслительных операций у дошкольников с нарушением слуха в психолого-педагогической литературе6
1.1. Понятие мыслительных операций в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе6
1.2. Психологические особенности дошкольников с нарушением слуха11
1.3. Особенности формирования и развития мыслительных операций у дошкольников с нарушением слуха14
Выводы по главе 118
ГЛАВА 2. Изучение сформированности мыслительных операций у дошкольников с нарушением слуха20
2.1. Организация и методики исследования20
2.2. Анализ результатов исследования29
2.3. Комплекс занятий по формированию мыслительных операций у дошкольников с нарушением слуха36
Выводы по главе 241
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
Список литературы не найден
Вследствие недостаточного развития мышления дети склонны к выделению внешних, несущественных признаков при анализе предметов и явлений, к случайным ситуативным обобщениям. Им трудно осознать свои действия и выразить ход их выполнения в речи.
Мыслительные операции характеризуются использованием понятий, логических конструкций, формирующихся и функционирующих на базе языковых средств. В связи с этим большое значение приобретает вопрос о соотношении в развитии мышления и речи. При рассмотрении генетических корней мышления и речи Л.С. Выготский констатировал, что они имеют разные корни. В развитии речи можно наблюдать доинтеллектуальную стадию, на первом и втором годах жизни речь - это средство социального взаимодействия. В развитии мышления доречевую стадию: сначала ребенок овладевает действиями с предметами, а через них общественными значениями, заключенными в этих предметах.