Роль загадок в формировании активного и пассивного словаря детей дошкольного возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется роль загадок в формировании активного и пассивного словаря детей дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
14.10.2023
Объем файла
65 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность темы работы. На сегодняшний день умение общаться является важным фактором развития детей, напрямую влияет на формирование их социальных, психических, коммуникационных, речевых, поведенческих и иных личностных особенностей. В свою очередь, на умение общаться, на способность ребенка выстроить свою речь так, что окружающие его поняли, напрямую влияет словарный запас ребенка. От того, насколько гармонично он формируется в зависимости от возраста ребенка, зависит и его общее становление, формирование ребенка как самостоятельной личности. На формирование и развитие словарного запаса ребенка воздействует множество факторов, как внутренних, так и внешних. Во-первых, следует понимать, что даже при отсутствии каких-либо психологических или физических отклонений, формирование словарного запаса у различных детей все равно будет происходить по-разному, что обусловлено личностными показателями, интеллектом, даже любознательностью, которая будет подталкивать ребенка на изучение новых, пока непонятных для него слов, которые он услышит или встретит в рамках своего взаимодействия с окружающим миром. Во-вторых, существенную роль в формировании словарного запаса играет окружение ребенка. Неудивительно, что большинство фраз, выражений и слов иного рода ребенок усваивает от родителей и воспитателей в детском саду как от наиболее значимых для себя, авторитетных взрослых. Иногда в речи ребенка проскальзывают взрослые выражение, значения которых ребенок не понимает, что в свою очередь свидетельствует о слабой работе по формированию детского словарного запаса в семье. Поэтому задача воспитателя в детском саду – в наиболее доступной, интересной для ребенка форме донести до него все необходимые для него в зависимости от возраста знания.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Теоретический аспект проблемы развития словаря дошкольников посредством отгадывания загадок 6

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста 6

1.2 Значение загадок для решения задач словарной работы, требования к подобру загадок для детей дошкольного возраста 9

Глава 2 Практический аспект проблемы развития словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок 14

2.1 Конспект мероприятия «Загадкин день» 14

2.2 Система педагогической работы по обогащению словаря детей старшей группы посредством загадок 19

Заключение 25

Список использованных источников 27

Список использованных источников

1. Аверина М.Н. Особенности развития образности речи старших дошкольников на материале метафорических загадок // Вектор науки Тольяттинского гос. ун-та. Сер.: Педагогика, психология. – 2016. – № 1 (24). – С.9-13.
2. Алексеева Н. Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // MAAM.RU : [сайт]. – [Б.м., 2010-2017]. – URL: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-rol-zagadok-v-razviti-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
3. Без лица в личине: Старинные и современные загадки /Сост. Л.М.Сукач. – Гомель: ИПП "Сож".2012 - 120 с.
4. Большая книга загадок /Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова. – М.: Астрель, АСТ, 2011.- 350 с.
5. Гамазкова И.Л. Азбука в загадках. – М.: Век 2, 2005.- 100с.
6. Гейнц О.А. Дидактические игры и лексические упражнения в развитии словаря [Электронный ресурс] / О.А. Гейнц, Г.В. Шмидтгаль // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/533128/
7. Гафарова Э.И. Значение загадки, как одного из малых фольклорных жанров, в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста / Э.И. Гафарова, И.В. Зотова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2017. – № 55-1. – С. 118-124
8. Галкина И.А. Роль загадок в развитии логического мышления и речи детей [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : [сайт]. – М., 2003-2017. – URL: http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/638502/
9. Гурин Ю.В. Новые загадки для самых маленьких: 544 загадки с картинками. – СПб.: Кристалл, 2008.- 45 с.
10. Гурин Ю.В. 500 загадок для будущего первоклассника. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 60 с.
11. Гурин Ю.В. Школьная программа в загадках. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 45 с.
12. Гурин Ю.В. Энциклопедия обучающих загадок. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2011.- 200с.
13. Детям на потеху: Песни, загадки, пословицы /Сост. Э.В.Померанцева. – М.: Детская литература, 2003.- 200с.
14. Дружинина М.В. Весёлый букварь: Загадки. Кроссворды. Путаницы. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2000.- 120 с.
15. Загадки для детей. – М.: Новь, 2008.- 50 с.
16. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач /Составил Д.Н.Садовников. – М.: Современный писатель, 2005.- 450 с.
17. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.- 150 с.
18. Ладыгина О.А. Опыт работы «Роль загадок в обогащении словаря старших дошкольников» [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru : [портал]. – [Б.м.], 2013. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/07/opyt-raboty-rol-zagadok-v-obogashchenii-slovarya-starshikh
19. Макарова О. Азбука в загадках. – М.: АСТ-Пресс, 2009.- 300с.
20. Мельникова И.А. Роль загадок в развитии детей дошкольного возраста и виды загадок [Электронный ресурс] // Дошколенок.ру : сайт для воспитателей детских садов. – [Б.м.], 2011-2014. – URL: https://dohcolonoc.ru/stati/12643-rol-zagadok-v-razvitii-detej.html (13.11.2017).
21. Приорова Н.А. Роль загадки в развитии дошкольника [Электронный ресурс] // Всё для детского сада : [сайт]. – [Б.м., б.г.]. – URL: http://www.moi-detsad.ru/konsultac685.html
22. Малые жанры русского фольклора: Пословицы, поговорки, загадки /Сост. В.Н.Морохин. – М.: Высшая школа, 2006.- 340 с.
23. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. – М.: Детская литература, 2008.- 500 с.
24. Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки, сказки /Отв. ред. Г.И.Гусева. – М.: Детская литература, 2009.- 200 с.
25. Пожарова М.А. Загадки. – М.: Детгиз, 2006.- 48 с.
26. Полинина Л. Азбука в загадках: Пособие для дошкольников. – М.: Дрофа, Наталис, 2007.- 130 с.
27. Пословицы. Поговорки. Загадки /Сост. А.Н.Мартынова, В.В.Митрофанова. – М.: 2006.- 200с. 
28. Пшеницына Н.А. Времена года: Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. – М.: Владос, 2011.- 100с.
29. 500 загадок для детей /Сост. Мазнин И.А. – М.: ТЦ "Сфера", 2012.- 300с.
30. Рождественская А.А. Сто загадок – сто отгадок. – М.: Малыш, 2012.- 26 с.
31. Российская детская энциклопедия загадок /Ред.-сост. А.В.Богданова. – СПб.: Нева, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 700с.
32. Русские народные загадки /Запись и сост. Г.М.Науменко. – М.: Планета детства, Астрель, АСТ, 2009.- 300с.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина –М.: Просвещение, 1984. –223с.
34. Соловьева О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. –М.: Просвещение, 1966. –176с.
35. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык // Дошк. воспитание.-1999.-№9.-С.94-97.; №11.-С.77-80.; №12.-С.101-104.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателей дет. сада / Е. И. Тихеева / под ред. Ф. А. Сохина. - 5-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. – 159с.
37. Хабарова О.В. Использование загадок как средства развития речи в образовательной деятельности детей дошкольного возраста / О.В. Хабарова, С.В. Алешкина, Е.А. Гончарова // Молодой ученый. – 2012. – № 6. – С. 451-453.
38. Халина И.В. Роль загадки в развитии дошкольников // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы : сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – С. 67-69.
39. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики.М., 1954– 234 с.
40. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
41. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание.-1998.-№9.-С.71-78.

Загадки широко используются для логических упражнений на обобщение, сравнение, группировку. Логические упражнения помогают усваивать не только слово и понятия, но и помогают систематизировать словарный материал. Например, загадываются загадки об овощах: о луке, моркови, капусте, т. д. Потом задается вопрос: «Как назвать предметы одним словом? (овощи). Овладение навыками описательной речи осуществляется в процессе повседневной жизни, а также на специальных коррекционных занятиях. Цель их – формирование умений владеть речью-описанием. Важную роль при этом играют вопросы взрослого, помогающие детям составить свою загадку. Содержание вопросов влияет на выбор речевых средств, на ее композицию, художественные особенности. Если в загадке было дано описание внешнего вида предмета или животного, то при рассматривании следует обращать внимание на его форму, величину, цвет, а также на те речевые средства, которыми эти признаки обычно бывают выражены. Если хотим, чтобы дети называли движения, действия объекта, то при рассматривании картинки следует обращать внимание на эти признаки.