Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребёнка к школе
ВВЕДЕНИЕ
В современной системе образования, на сегодняшний день остро стоит проблема «школьной дезадаптации», при этом, специалисты констатируют, что причиной увеличения количества детей неуспешных в школьном обучении, является низкий уровень мотивационной готовности к обучению в школе, формирующийся еще на этапе дошкольного детства. Как известно, исследование вопросов подготовки детей к школе было развернуто под руководством А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. В своих исследованиях они рассматривали максимальное использование возможностей дошкольного периода, безболезненный переход к школьному обучению. В отечественной литературе имеется немало работ, посвященных изучению проблемы подготовки детей к школьному обучению (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.). В них подчеркивается, что подготовка детей к школе - задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важнейшей стороной готовности к школьному обучению выступает, по мнению ряда ученых, уровень всестороннего развития ребенка, умение принимать систему требований, предъявляемых школой и учителем [9]. Немаловажную роль в формировании готовности к школьному обучению играет семья дошкольника. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные сведения об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. Теоретические аспекты взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе …………………5
Сущность понятия ?Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе?……………………………………………..…………………………......5
Психолого- педагогические особенности формирования мотивационной готовности ребенка к школе …………………………………..15
Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей………………………………………………………………………………20
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….23
ГЛАВА2. Педагогическое исследование взаимодействия ДОУ и семьи в формировании мотивационной готовности ребенка к школе …………….……24
2.1. Организация констатирующего исследования ………………………24
2.2. Методические рекомендации по взаимодействия детского сада и семьи по формированию мотивационной готовности ребенка к школе……..28
Выводы по 2 главе…………………………………………………………..34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аленкина, Ж. Р., Токарев А. А. Особенности развития преемственности детского сада и школы [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 36-38.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. - 423 с.
3. Абдижаббарова Ж., Мырзабекова Г. Готовность детей к началу школьного обучения // Молодой ученый. - 2019. - №52. - С. 247-248.
4. Бойко, И.Н. Основные принципы преемственности между детским садом и школой / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.- № 1-8. -С.75-79.
5. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
6. Бурнашева, Л.В. Организационно-педагогические условия формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе / Л.В. Бурнашева, М.И. Дедюкина // В сборнике: Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. - 2014. - С. 320-323.
7. Виноградова, М. А. Психолого-педагогические условия формирования мотивов к обучению в школе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста / М. А. Виноградова, В. С. Пенюгалова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 1 (291). - С. 125-130.
8. Виноградова, М.А. Исследование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста / М.А. Виноградова, Ю.Н. Маслова // В сборнике: Мир детства и образование. - 2014. - С. 200-204.
9. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика. - М.: Юрайт, 2020. -254 с.
10. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник. - СПб.: Питер, 2019. -464 с.
11. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 425 с.
12. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержание общения дошкольников с родителями /О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования.- 2014. - № 3-1. С. 81-84.
13. Горбенко, С. А. Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе // Молодой ученый. - 2017. - №7. - С. 424-426.
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе. - 5-е изд. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
15. Доронова, Т.Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду. / Доронова, Т.Н. и. - М.: Просвещение, 2016. - 175 c.
16. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
17. Запорожец, А.В., Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. – 2010. - №5. - С. 43-49.
18. Иванова, И. Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС: проблемы и формы реализации // Педсовет. – 2017.
19. Изотова, Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. - М.: Юрайт, 2020. - 223 с.
20. Колупаева, Н.И. Условия формирования мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе / Н.И. Колупаева, Е.С. Ильина // Детский сад: теория и практика. - 2014. - № 6 (42). - С. 62-73.
21. Курс лекций по психодиагностике: Материалы для самостоятельного изучения / Сост. Голев С.В., Голева О.С. - Херсон, ХФ ОМУРЧ «Украина», - 2008. – 155 с.
22. Николаева, Ю.В. Мотивационная сфера у детей старшего дошкольного возраста как важнейший аспект формирования внутренней позиции школьника/ Ю.В. Николаева // Психология . - 2015. - № 1-2. - С. 124-126
23. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Теория воспитания: Учебное пособие / Н.В. Микляева. - М.: Academia, 2018. - 640 c.
24. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. - М.: Юрайт, 2019. - 222 с.
25. Савина, Л. Б. Педагогические условия формирования готовности детей шести-семи лет к школьному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения / Л. Б. Савина, Р. П. Руднева, С. Ф. Шевченко // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф.. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. - С. 57-59.
26. Стожарова, М.Ю. Лекции и практические занятия по курсу: «Формирование школьной зрелости дошкольников». / М.Ю. Стожарова. - Ульяновск: изд-во УлГПУ, 2009. - 134 с.
27. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2019. - 575 с.
28. Урунтаева, Г. А. У73 Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
29. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
30. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка дошкольника / Д.Б.Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 142-176.
Примером является занятие «Веселая игра с колокольчиком», совместное рисование «Карандашный мостик», мастер-класс «Волшебная сказка – оригами», семейная ролевая игра-путешествие «Остров семейных сокровищ».
6. Организация работы клуба «Заботливые родители». Целью работы клуба является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. Принимая участие в работе клуба, родители начинают более объективно оценивать уровень развития ребенка и возможности его обучения. Тематика работы клуба разнообразна: «Оптимизация детско-родительских отношений», «Сохраняем и укрепляем здоровье детей», «Влияние музыки на психическое развитие ребенка», «Коррекционная педагогика для всех». В работе клуба принимают участие специалисты: учителя-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по плаванью, инструктор по физической культуре, воспитатели. Участники выступления отбирают доступный материал с яркими примерами.
Теоретический вопрос обычно готовят воспитатели, а практический представляют специалисты. Они демонстрируют видеоматериалы занятий, показывают фрагменты индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, представляют наглядные пособия, которые легко изготовить дома для игр и занятий с детьми.