Профилактика кибербуллинга среди младших школьников посредством внеурочной деятельности
ВВЕДЕНИЕ
В нашем обществе Интернет является огромным информационным устройством, основы которого являются очень многогранными. Интернет дает возможность на неограниченную свободу поиска и создания разнообразной информации, которая, может причинить вред другим людям и быть опасной. В социальных сетях дети могут общаться друг с другом независимо от пола, возраста, социального статуса и т. д. Все эти факторы говорят о том, что любые препятствия в сфере общения перестают существовать перед нами.
Когда ребенок приходит в школу, ему приходится иметь дело с большим объемом информации. Дать ребенку ориентир, научить его пользоваться Интернетом, применять свои знания, всему этому ребенок должен научиться в начальной школе [1]. При взаимодействии младшего школьника с информационной средой, у него возникают проблемы, которые препятствуют эффективному обучению – это является информационной распущенностью и информационной перегрузкой [2].
Согласно исследованиям компании Microsoft, Россия занимает первое место среди 25 стран мира по проявлениям травли. Около 50% российских детей и молодых людей в возрасте от 8 до 17 лет подвергались онлайн действиям, которые могли бы характеризовать как насильственные, 49% респондентов знают о возможности травли в сети, 67% - испытывают беспокойство по этому поводу, 49% - подвергались травле в режиме онлайн, 71% - офлайн, 86% - подвергались обоим видам насилия [3]. Проблема кибербуллинга является актуальной в нашем мире, так как достаточное количество аспектов жизни происходит именно в сфере информационных технологий. Исходя из этого, может возникать большое количество вопросов о взаимоотношениях младшего школьника с компьютером.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты изучения профилактики кибербуллинга среди младших школьников посредством внеурочной деятельности …….......….8
1.1 Сущность понятий «кибербуллинг», «профилактика кибербуллинга»…………………………………………8
1.2 Внеурочная деятельность как средство работы с младшими школьниками………………………………………………11
1.3 Особенности внеурочной деятельности как средства профилактики кибербуллинга среди детей младшего школьного возраста……………………………………………………….14
2 Экспериментальное исследование профилактики кибербуллинга среди младших школьников посредством внеурочной деятельности ……………21
2.1 Характеристика программы, базы и методов исследования…….21
2.2 Анализ результатов исследования уровня подверженности кибербуллингу среди младших школьников…………………………24
2.3 Характеристика программы внеурочной деятельности с младшими школьниками по профилактике кибербуллинга……….28
Заключение……………………………………………………………………….35
Список используемых источников……………………………………………..37
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….39
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………..43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации – Москва : Просвещение, 2015.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс] / URL: - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга.//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Социальные науки. – 2014. - №3(35). – С. 122-128.
4. Щекина, К.К. Правовые проблемы защиты несовершеннолетних от кибербуллинга / К.К. Щекина, Т.Н. Санатов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 196-199. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65696/ (дата обращения: 12.03.2022)
5. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборты, троллинг./ И.В. Ксенофонтова // Фольклор и Интернет : сборник статей. – М. : [б.и.], 2009. – С. 285-294.
6. Волкова И.В. Характеристика подросткового буллинга и его определение / И.В. Волкова // Вестник Минского университета. – 2016. – № 2. – С. 26-33.
7. Троллинг и хейтерство психиатрия [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://postnauka.ru/longreads/86459
8. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Концепт: научно-методический электр. журнал. – 2017. – № 59. – С. 1-5. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/470113.htm
9. Информационно-просветительский интернет-портал «Homo Cyberus» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.homocyberus.ru
10. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/archive/82/15022/ (дата обращения: 19.03.2022)
11. Ярочкин В.И. Информационная безопасность: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / В.И. Ярочкин // Компьютерная безопасность. Москва: Междунар. Отношения. – 2000 – 400 с.
12. Якушина Е.В. Подростки в Интернете [Текст] / Е. В. Якушина// Педагогика, Москва,2001.– № 4 – С. 55–62.
Исходя их ответов детей в анкетах можно сделать вывод, что некоторые дети предпочитают игнорировать сообщения, а некоторые вступают в диалог для выяснения причин их оскорбления. Под влиянием угроз в течении нескольких недель, дети рассказывают друзьям или родителям, обращаются к ним за помощью, но не к психологу. По вопросу про месть большинство детей предпочло пропустить, оставили без ответа. Исходя из результатов диагностик, можно сделать вывод, что в данной группе дети, возможно, еще не подвергались кибербуллингу, и не могут дать четкого ответа на некоторые вопросы, но что делать в таких ситуациях они знают, что могут рассказать об этом родителям или друзьям, тем самым ожидая помощи. Результаты диагностики 1 и 2 находятся в пределах нормы, уровень подверженности кибербуллингу отсутствует.