Дифференцированный подход в логопедической работе по устранению дисграфии у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
Введение
В последние десятилетия и по настоящее время одной из наиболее актуальных задач логопедии остается проблема изучения и коррекции специфических нарушений письма у детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что нарушение письма оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка [62, с. 95]. Особо остро данная проблема стоит у детей с тяжелыми нарушениями речи, как стойких специфических отклонениях в формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающиеся у детей при сохранном слухе и интеллекте (по Р.Е. Левиной) [34]. К тяжелым нарушениям речи относятся дизартрия, алалия, афазия, общее недоразвитие речи (1 и 2 уровни речевого развития), заикание, ринолалия [35]. Среди обучающихся массовых школ значительный процент нарушений речи занимает нарушение письма – дисграфия. Симптомами дисграфии принято считать стойкие дисграфические ошибки в письменных работах детей школьного возраста, которые не связаны с незнанием или неумением применять орфографические правила.
Содержание
Введение………………….………….……………………………..…….... 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы изучения нарушений процесса письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ….7
1.1. Вопросы изучения письменной речи в отечественной литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ……………..…………………………………...15
1.3. Особенности процесса письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………………………………20
1.4. Подходы к развитию навыка письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи ………………………………………………….23
Выводы по главе 1 ………………………………………………………..31
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса письма у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи …………………………………32
2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента………..32
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента .…….……...35
Выводы по главе 2 ………………………………………………………..43
Глава 3. Организация и содержание логопедической работы по преодолению дисграфии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи с применением дифференцированного подхода………………….….….45
3.1. Цель, задачи и методика формирующего эксперимента ....……….45
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента……...………..54
Выводы по главе 3 ………………………………………………………..60
Заключение………………………………………………………………..61
Список литературы……………………………………………………….64
Список литературы
1. Алтухова, Т. А. Проектирование индивидуальной программы коррекционной работы учителя-логопеда в структуре АОП обучающегося с тяжелыми нарушениями речи, имеющего логопедическое заключение "Нарушение письма" / Алтухова Т. А. // Коррекционная педагогика. - 2020. - № 3. 62-82 с.
2. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-воМГУ, 1989.-213 с.
3. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - 195-213 с.
4. Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейро-психологический анализ и методы ее коррекции // Школа здоровья. 2017. №3 38-42 с.
5. Баканова, Ю. А. Использование элементов песочной терапии в профилактике дисграфии у детей с ТНР в соответствии с ФГОС ДО / Ю. А. Баканова, Н. В. Урбонавичене // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 9. 45-47 с.
6. Баронова, В. В. Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР в подготовительной к школе группе посредством использования схем-пиктограмм / В. В. Баронова // Логопед в детском саду. - 2011. - № 1. 34-42 с.
7. Величенкова О.А. Комплексный подход к анализу и коррекции специфических нарушений письма у учащихся младших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. Наук (13.00.03)/Величенкова Ольга Александровна; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2002. – 27 с.
8. Власенко И.Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи // Дефектология. 1988. №4. 3-11 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: «Лабиринт», 2016. - 414 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3 Проблемы развития психики/Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983.- 368 с.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 471 с.
12. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. —— М.: ACT: Астрель, 2005. – 316 с.
13. Грушевская М.С. Недоразвитие речи у младших школьников и его преодоление. -Алма-Ата: «Мектеп», 1989. - 64с.
14. Давыдова, В. С. Проектирование интерактивных мультимедийных презентаций как инструмента диагностики и коррекции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи дисграфии / В. С. Давыдова, Е. А. Дацкова, Ю. Д. Казадаева // Ratio et Natura. – 2021. – № 1 (3). – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47331356 (дата обращения: 14.03.2022).
15. Давидович Л.Р. Особенности формирования речи и письма у учащихся школ для детей с ТНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина; под ред. Л.И. Беляковой. - М.: МГПИ, 1985 г. 95-101 с.
16. Демьянов Ю.Г. Клинические особенности младших школьников со стойкими нарушениями успеваемости // Клиническое и психолого- педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью: Сб. научн. трудов / НИИ дефектологии АПН СССР; [Под ред. К.С. Лебединской и др.]. - М.: НИИ дефектологии, 1976. 42-45 с.
17. Дроздова, Ю. С. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях школьного логопункта / Ю. С. Дроздова // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования: материалы XII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации, Барнаул, 21–22 апреля 2021 года. – Барнаул, 2021. – 156-161 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47998704 (дата обращения: 14.03.2022).
18. Ермолина, Л. А. Особенности нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи. Природа возникновения специфических ошибок / Л. А. Ермолина // Ratio et Natura. – 2020. – № 2 (2). - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46450670 (дата обращения: 14.03.2022).
19. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда/Л.Н. Ефименкова. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 335 с.
20. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционнойработы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. - М.: «Просвещение», 2011. -239 с.
21. Жинкин Н.И. Механизмы речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
22. Иванова, Л. А. Использование нейропсихологических и других двигательных упражнений в логопедической практике при коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) / Л. А. Иванова // Вестник научных конференций. – 2018. – № 6, ч. 2 (34). – С. 75-77.
23. Иншакова О.Б. Предисловие // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. С. 3-6.
24. Калинина И.Л. Сборник упражнений по письму для учащихся 1 класса. - М., Флинта: Наука, 2019.-96 с.
25. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С. Овчинникова —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
26. Карпенко Н.П. Роль внимания в происхождении и коррекции дисграфии: Автореферат дис. канд. психол. наук. (19.00.07). - М., 1980. - 22 с.
27. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – Спб.: МиМ, 2017. – 286 с.
28. Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Всстн. Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. 2016. № 2. 58-65 с.
29. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. - М.: «Владос», 2018. - 224 с.
30. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. — СПб.:«Образование», 2017. - 172 с.
31. Левина Р.Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма // Логопедическая работа в школе / Под ред. Р.Е.Левиной. - М: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 3-17 с.
32. Левина Р.Е. О генезисе нарушений письма у детей с ОНР // Вопросы логопедии. (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов). [Сб. статей]. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 207 – 252 с.
33. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., Просвещение», 1969 214 с.
34. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие/Под ред. Л.С. Волковой.- Спб.: «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2004. – 208 с.
35. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
36. Лукашенко М.Л., Свободина Н.Г. Дисграфия. Исправление ошибок при письме. М.: Эксмо, 2004. – 128 с.
37. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. - 84 с.
38. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда/ Е.В. Мазанова. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ, 2015. – 184 с.
39. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками. – М.: Издательство «ГНОМиД» , 2006. – 88 с.
40. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – Кн. IV: Нарушения письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 303 с.
41. Мокрова, Ю. И. Коррекция дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи / Ю. И. Мокрова, Т. А. Миняйло, Г. Р. Магдазимова // Коррекционная педагогика. - 2020. - № 1. - 85-91 с.
42. Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
43. Прищепова И.В. О методике коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. - М.: МПСИ, 2001. 220-229 с.
44. Розова, Ю. Е. Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у школьников : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Розова, Т. В. Коробченко. – Москва : Редкая птица, 2017. - 302 с. - (Высшее образование). (1781963 - ОБО)
45. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов педагогических специальностей / И. Н. Садовникова. – Москва : Парадигма, 2012. – 279 с. - (Специальная коррекционная педагогика).
46. Сергеева, Е. Е. Профилактика дисграфии и дислексии у детей с ОНР - это обучение и воспитание в логопедической группе / Е. Е. Сергеева // Логопедия. - 2008. - № 2. - 52-64 с.
47. Соколов Н.Н. Письмо вчера, сегодня, завтра. - М: «Просвещение», 1989 - 144 с.
48. Спирова Л.Ф. Графические ошибки при нарушениях письма у детей с недоразвитием речи // Проблемы психического развития нормального ребенка. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1966. 53 -54 с.
49. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Дифференцированный подход к проявлениям нарушений письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ // Дефектология. 1988.№5 З-9 с.
50. Сумченко Г.М. Сопоставление буквенных замен при письме слогов у учащихся массовой школы, школы для детей с ТНР и вспомогательной школы // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1987 -37-42 с.
51. Сумченко Г.М. Буквы я, е, е, ю в письме младших школьников // Совершенствование методов диагностики и преодоления нарушений речи / Под ред.В.А. Ковшикова. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1989. 78-86 с.
52. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Изд-во МГПИ им. В.И. Ленина, 1969. 39-45 с.
53. Токарева О.А. Расстройства письма у разных групп аномальных детей и принципы в работе по их устранению // Патология речи: Ученые записки МГПИ им. В.И. Ленина. Том 406. -М.: МГПИ, 1971 - 63-98 с.
54. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: «Просвещение», 1989.-223 с.
55. Формирование личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах социализации : сборник статей / ответственные редакторы: В. В. Демяшина, О. В. Кобзева. – Мурманск : Мурманский государственный гуманитарный университет, 2012. - 92 с. – Из содерж.: Коррекция звуко-слоговой структуры речи у детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по профилактике дисграфии / Н. Н. Войтова. – С. 29-31; Профилактика оптической дисграфии у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Дмитриева 45-47 с.
56. Хватцев М.Е. Логопедия. Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей спец. школ. - М.: Учпедгиз, 1959. - 476 с.
57. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма, чтения: нарушение и восстановление. - М.: «Юристъ», 2017. - 256 с.
58. Яковлева, Н. Н. Развитие фонематических компонентов речи у обучающихся с дисграфией / Н. Н. Яковлева // Специальное образование. – 2021. – № 2 (62). – С. 115-124. – URL: (дата обращения: 14.03.2022)
Количество ошибок, допущенных разными школьниками, не отличалось. Минимальное среднее количество специфических ошибок, допущенных школьником группы 2 в одной работе, составило 1-2, максимальное - 10. Количество конкретных ошибок варьировалось в зависимости от типа письменной работы. При копировании с печатного текста ошибок было в разы меньше, чем при написании под диктовку. Анализ письменных работ учащихся группы 2 показал, что как при написании под диктовку, так и при списывании дети меньше допускали специфические ошибки, но орфографических ошибок было много. Ошибки были не постоянными. Специфические ошибки у школьников группы 2 были не частыми: в среднем в одной письменной работе было обнаружено по 1-2 подобных ошибки. Таким образом, нами были выявлены особенности развития навыка письма у детей с ТНР и с нормальным развитием, и сделан вывод о необходимости логопедической работы с детьми группы, имеющими наиболее низкие результаты (6 человек) группа 1. Данные дети войдут в экспериментальную группу, а дети с более высокими показателями – в контрольную.