Особенности воспитательной работы педагога-хореографа в детском творческом коллективе
Введение
Актуальность темы исследования. В основе педагогических требований к определению содержания, методики и организации занятий с детьми по хореографии лежит принцип воспитывающего обучения. Воспитание и обучение представляют неразрывное единство. Педагогический процесс строится таким образом, чтобы дети, приобретая знания, овладевая навыками и умениями, одновременно формировали бы свое мировоззрение, приобретали лучшие взгляды и черты характера. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство всегда являлось одним из важнейших аспектов эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движений, звуков, световых красок, костюмов, то есть тот мир волшебного искусства, без знания и сопричастности к которому даже невозможно себе представить современного культурного человека.
Уровень и направленность обучения и воспитания хореографических коллективов зависят в первую очередь от квалификации педагогов, которые непосредственно руководят учебно-воспитательной деятельностью. Они конкретизируют цели каждого занятия, определяют формы их организации, планируют учебно-воспитательный материал, дополняя его новыми данными об истории и современной жизни танца, подбирают танцевальную музыку, определяют методы и приемы разучивания репертуара и т.п. Педагог показывает и объясняет танцевальные движения, помогает овладеть профессиональными умениями и навыками, организует практические уроки, конкурсы, выступления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Аспекты развития творческой активности у детей в хореографическом коллективе
1.1. Влияние занятий хореографией на развитие личности и специфика хореографической деятельности 6
1.2. Специфика развития творческих способностей детей 13
1.3. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии 17
Выводы по Главе I 21
Глава II. Учебно-воспитательная работа в хореографическом коллективе по формированию творческой активности детей
2.1. Формы и методы учебно-воспитательной работы в творческом коллективе 23
2.2. Создание условий для формирования творческой активности детей в хореографическом коллективе 30
Выводы по Главе II 35
Заключение 36
Список литературы 37
Список литературы
1. Алексеева Л.Н. Двигаться и думать. - М., 2000. 46
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1987. (Психологическая наука-школа)
3. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 2004.
4. Богданов Г.Ф. Формы совершенствования организационной и воспитательной деятельности в самодеятельных хореографических коллективах. - М., 1982.
5. Бартин А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях. СПб, МНПО «Жизнь», 2002.
6. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007.
7. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, 2000.
8. Дремер Дж. М. В чем нуждается ваш ребенок. Логос, 2001.
9. Захаров Р. Слово о танце. - М.: Молодая гвардия, 1989.
10. Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1991.
11. Кудрявцев В.Т. Развитие детства и развивающее образование - Ч. 1. / В.Т. Кудрявцев, - Дубна, 1997
12. Козлова, В.И. Физиология развития ребенка: Учебное пособие /В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. - М.: Терра-спорт, 2003.
13. Крутецкий В.А. Возрастная психология. - М., 1984.
14. Кряшева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 2006.
15. Крылов Е. Школа творческой личности. - Дошкольное воспитание. – 2002, № 7.
16. О концепции непрерывного хореографического образования // Хореографическое образование: тенденции развития. Сборник тезисов научно-практической конференции (Москва, 28-30 апреля 2001 года) - М.: МГУКИ, 2001.
17. Пономарчук В.А. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации молодежи к занятиям спортивными танцами // Сборник научных трудов молодых ученых и студентов РГАФК. - М., 2000.
18. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
19. Пуртурова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Владос, 2003.
20. Психология. Словарь. ред. Петровский А. - М.: Политиздат, 2005.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М.: Учпедгиз, 1946.
22. Ритмика. Программа для специализированных хореографических классов общеобразовательных школ. - Рига: Арго, 1996.
23. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. - СПб.: Издательство «Лань», 2005. 47
24. Ивлева Л.Д. Методика педагогического руководства любительским хореографическим коллективом. - Челябинск, 2004.
25..Хрипкова, Л.Т. Возрастная физиология: Учебное пособие / Л.Т. Хрипкова. - М.: Просвещение, 2006.
26. Художественное воспитание школьников средствами хореографического искусства // Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития. Тезисы международной научнопрактической конференции (Москва, 25-26 февраль 1999) - М.: МГУК, 1999.
27.Хореография как средство самореализации младших школьников // Духовная культура на рубеже нового столетия: Тезисы научно-практической конференции (Москва, 25-26 февраля 1998 года). - М.: МГУК, 1998.
28. Фельденкрайз М. Осознание через движение. - М.: Время, 1994.
К основным вышеперечисленным методам учебно-воспитательной работы хореографа некоторые авторы добавляют метод познавательной деятельности. Различают иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый и исследовательский методы. Эти методы применяются взаимосвязано. Они отличаются друг от друга по характеру познавательной деятельности учащихся. Использование педагогом этих методов способствует более глубокому и прочному усвоению танцевального материала учащимися. В целях повышения эффективности воспитательной работы важно использовать проблемную методику. В отличие от традиционной, когда детям сообщается «готовая» информация обучения, проблемная методика предлагает более активную умственную и эмоциональную деятельность. В процессе занятий возможно предложить детям дополнить танцевальную комбинацию или сочинить ее полностью, исполнить то или иное движение, которое не касается их программы обучения. Дети сначала робко, а потом и смело, при поддержке преподавателя, активно включаются в творческую работу. Важно, чтобы ребенок смог применить свои знания, желания в осуществлении задуманного.