Развитие познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории

Скачать дипломную работу, в которой исследуется развитие познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.10.2023
Объем файла
269 Кб
Количество страниц
53
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Развитие познавательного интереса учащихся при изучении фактического материала является одной из основных проблем современной педагогической науки и практики. Его важность связана с поиском и необходимостью разработки оптимальных методов обучения и преподавания, которые устанавливают связь между успехом освоения школьниками исторической науки как академической дисциплины и укреплением их умственного развития в качестве основы для формирования и развития когнитивной деятельности. Для решения проблемы повышения познавательной активности существуют способы улучшения качества образовательного процесса. Исходя из того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на улучшение других умственных когнитивных процессов, основное внимание в исследовании уделяется обновлению возможностей для развития логического и критического мышления учащихся, определения проявлений когнитивной деятельности, потенциальные возможности для повышения познавательного интереса к истории остаются в связи с социальной значимостью этой науки и основаны на фактическом и идеологическом содержании курса этой дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………...…………………………………2
1. Теоретические основы проблемы развития познавательного интереса учащихся пятых классов……………………………………………………………5
1.1.  Характеристика понятия «познавательный интерес» в научной литературе ………………………………………………………………………......5
1.2. Возрастные особенности учащихся пятых классов ………………….11
2. Деятельность учителя по развитию познавательного интереса учащихся пятых классов на уроках истории………………………………………………....15
2.1.Требования к проведению уроков истории с учащимися пятых классов по развитию познавательного интереса ………………………………...15
2.2. Методы развития познавательного интереса на уроках истории с учащимися пятых классов ……………………………………………………….. 28
2.3. Цикл занятий по развитию познавательного интереса школьников на уроках истории…………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….………… 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..…

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе / Л.Н. Алексашкина // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С.8 - 15. 

2. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2015 - 208 с.

3. Бибик Н. М. Формирование познавательных интересов младших школьников: монография / Бибик Н. М. - К.: Лебедь, 2014. - 199с.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2015. 352 с.

5. Вавилова И. Н. Психологические механизмы познавательного интереса // актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. №11. с.296 - 299.

6. Воспитание школьников во внеучебное время: Сб. метод. материалов в помощь организаторам внеклас. и внешкол. воспитат. работы с учащимися / Под ред. Л. К. Балясной; Составитель Т. В. Сорокина. - М.: Просвещение, 2015. - 189 с. 

7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И. История для завтрашнего дня (современная реформа школьного исторического образования в России): Пособие для учителей и студентов / Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Уколова В.И.; Под ред. Е.Е.Вяземского. – М.: ЦГО, 2014. – 186 с.

8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2017 – 384 с.

9. Вяземский Е.Е. Как сегодня преподавать историю в школе: Пособие для учителя / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - 2. изд. - М.: Просвещение, 2020. - 110 с. 

10. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка / З.В. Денисова. – Л.: Изд – во Ленингр. Ун-та., 2012. – 142 с.

11. Иванова Т.И. Что спрашивать? Что отвечать? : Разговор с учителем лит./ Т. Иванова. - М.: Просвещение, 2014. – 144 c.

12. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. пособие для учителей / М. В. Короткова, М. Т. Студеникин. - М.: ВЛАДОС, 2020. - 191 с.

13. Кулюткин Ю.Н., Сухобская, Г. С. Мотивация познавательной деятельности: (Сборник науч. трудов) / Под общ. ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской; Акад. Пед. наук науч.-исслед. ин-т общего образования взрослых. – Санкт-Петербург, - 2008. - 117 с.

14. Латыпов Н.Н. Основы интеллектуального тренинга. Минута на размышление; Изобретательские решения и предвыборные технологии: приложение / Нурали Латыпов. - М.: Питер, 2017 (ОАО С.-Петерб. тип. № 6). - 304, 32 с. 

15. Лейбенгруб П.С. О переходе на новую структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 2020, № 4, с. 36 - 37.

16. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподгот. науч.-пед. кадров / Б. Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2020. - 521 с.

17. Лубский А.В., Братолюбова М.В., Брызгалова И.Г. История России: Учеб.-метод. пособие для семинар. занятий / А.В.Лубский, М.В.Братолюбова, И.Г.Брызгалова. – М.; Ростов-на-Д: МарТ, 2014. – 543 с

18. Макаренко А.С. Сочинения / А.С. Макаренко. – М.: Академия педагогических наук РСФСР; Издание 2-е, 2018. – 575 c.

19. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.

20. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей: В 2 ч. Ч. 2 / Колл. авт.; отв. ред. Н. Г. Дайри. — М.: Просвещение, 2013. — 239 с. 

21. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. - Москва: Знание, 2015. - 47 с.

22. Мотяшов В.П. Мода, престиж, личность / В.П. Мотяшов. – М.: Педагогика, 2015. – 128 c.

23. Никол Джон. Ремесло учителя истории / Джон Никол; [Пер. с англ. Ю.К. Бершак]; М-во образования Рос. Федерации. Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль: Яросл. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского, 2019. - 272 с.

24. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие / Н. Ю. Никулина; Калинингр. гос. ун-т. - Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2018. - 93 с.

25. Островский О.Б. О формировании интереса учащихся к истории // Преподавание истории и обществознания в школе. 2013. № 10. С.17–27.

26. Савина Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учебное пособие к спецкурсу. - Волгоград: ВГПИ им А.С. Серафимовича, 2016 – 420 с.

27. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2020, с.97-98.

28. Чечель И. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 2021. № 3. С. 11–16.

29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2014 - 160 с.

30. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: [Учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. шк. и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Г. И. Щукина, В. Н. Липник, А. С. Роботова и др.]; Под ред. Г. И. Щукиной. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.

31. Яковлева С.П. Развитие у учащихся интереса к изучению истории //Страницы истории. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 9. - Брянск, 2013. – 360 с.

Познавательно-развивающие задания позволяют ученикам, облачившись в одеяния исследователей, первопроходцев, следопытов, свидетелей, совершать путешествия в прошлое. Вовремя обсуждения вопросов и ответов на них учащиеся развивают умение думать, сопоставлять, исследовать, отстаивать свою точку зрения, находить собственные и посторонние промахи, делать умозаключения. Во многом это осуществляется потому, что при выполнении познавательных заданий у них отсутствует опасение ответить неправильно, быть непонятым, неуслышанным, получив в результате плохую оценку [2]. Основными условиями использования познавательных заданий на уроках истории представляет собой коллективное творчество преподаватели и ученика, взаимное удовлетворение от работы и создание точной организации данный работы со стороны преподаватели. Проявив максимум педагогического профессионализма, учитель обязан не только оказать помощь учащимся в выборе правильного направления в их работе, но и щедро поощрить даже самые незначительные проявления независимости, изобретательности, смекалки, вселив еще и немалую уверенность в себе [1].