Особенности воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна

Скачать дипломную работу, в которой исследуются особенности воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
08.10.2023
Объем файла
685 Кб
Количество страниц
87
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение


Актуальность темы исследования.  Средь большинства проблем, лежащих на пересечении клинических дисциплин, специальной психологии и педагогики, вопрос об умственной отсталости, а также синдрома Дауна, занимает ведущее место. Проблема эта еще более актуальна, что все большему числу детей уже на первом году жизни ставят диагноз «умственная отсталость», из которых 9% составляет синдром Дауна. Синдром Дауна остается самой распространенной из всех известных на сегодняшний день форм хромосомной патологии. Синдром Дауна и сейчас вызывает большой интерес учёных, эта патология встречается достаточно часто и не зависит от вредных факторов, которые воздействуют на мать в период беременности. Известно, что среди детей с интеллектуальными нарушениями количество детей с синдромом Дауна составляет 9–10%. Данная группа детей является одной из самых распространенных форм наследственно обусловленной умственной отсталости.
Задача воспитания и обучения дошкольников с синдромом на данный момент очень важна в педагогике и психологии. По статистике частота рождений детей с синдромом Дауна 1 на 800 или 1000. И из-за недостаточности в психическом и физическом плане они не могут с такой же легкостью изучить необходимые навыки для жизни и обыкновенной жизни в социуме без дополнительной помощи, в отличии от здоровых детей того же возраста. Поэтому вопрос о разработке специализированных методиках обучения и воспитания обретает особенное значение и ценность. Одной из самых немаловажных проблем предоставления помощи детям с синдромом Дауна является ранняя диагностика и коррекция имеющихся нарушений. Впрочем, система ранней педагогической помощи детям с синдромом Дауна и их родителям только начинает функционировать. В её основе лежат специальные программы раннего развития детей, созданные учеными (А.Р. Маллер, Л.Б. Баряева, М.Б. Браткова, И.М. Бгажнокова, Г.В. Пантюхина, Т.Н. Исаева, Е.М. Мастюкова, Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева и др., Э. Бра, С. Кернс, Д. Лейн, М. Питерси, Б. Стрэтфорд, Р. Трилор, Д. Ютер и др.). В ядро этих программ вложен принцип индивидуального подхода, то есть учета нарушений каждого отдельного ребёнка. Именно этот подход, по мнению многих учёных, дает возможность достичь оптимальных результатов у данной категории детей и позволяет максимально реализовать имеющийся у них потенциальных возможностей. Так же, как показывают результаты зарубежных и отечественных специалистов, благодаря данным коррекционным программам рождается вероятность не только вывести на новый качественный уровень сам процесс развития ребёнка, но и в значительной мере определяет прогресс социальной адаптации и включения ребёнка с особыми потребностями в общество.

СОДЕРЖАНИЕ
Ведение……………………………………………………………………..4
1Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания дошкольников с синдромом Дауна……………………………………………………………………………..8
1.1 Описание синдрома Дауна: этиология и патогенез…………………………………………………………………………8
1.2 Психофизическое развитие детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………11
1.3 Психолого-педагогические подходы к обучению и воспитанию детей с синдромом Дауна…………………………………………………………………………....19
2 Особенности воспитания и обучения дошкольников с синдромом Дауна……………………………………………………………………………26
2.1 Выявление особенностей чтения и письма у дошкольников с синдромом Дауна…………………………………………………………………................26
2.2 Теоретическое обоснование для применения авторской методики «Учимся читать, учимся писать» по обучению чтению и письму детей с особенностями развития Августовой Р.Т., (М.: 2018) …………………………………………………………………………………...33
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента…………………………………………………………………...46
2.4 Коррекционно-воспитательная работа с детьми с синдромом Дауна……………………………………………………………………………50
2.5Методические рекомендации по обучению и воспитанию дошкольников с синдромом Дауна……………………………………………………………………………53
Заключение…………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………..65
Приложение………………………………………………………………….

Список использованных источников

1. К вопросу о проблемах обучения и воспитания детей с синдромом Дауна. Статья. Моторина М.А. Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова Караганда, Казахстан.

2. Барашнев Ю.И. Синдром Дауна. Медико-генетический и социально-психологический портрет. Изд-во: Триада Х, 2017 г.- 280 с.

3. Киртоки, А.Е. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 48 с.

4. Жиянова, П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна: методическое пособие / П.Л. Жиянова, М.Ф. Гимадеева, В.В. Юртайкин. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2012. – 196 с.

5. Бгажнокова, И. М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 1917. – 121 с.

6. Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации / С. А. Колосков // Мама и малыш. – 2010 – № 03. – с. 12-16.

7. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. / С.Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 2010. - 112 с.

8. Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации / С. А. Колосков // Мама и малыш. – 2015 – № 03. – с. 12-16.

9. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: книга для родителей / А. Р. Малер. – М.: Педагогика – Пресс, 2008. – 80 с.

10. Лубовский, В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений / В.И.Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2005. – 464 с.

11. Киртоки, А.Е. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 49 с.

12. Коломинский, Н. Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы / Н.Л. Коломинский. – Киев: Рад.школа, 2008. – 87 с.

13. Медведева, Т.П. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия: методическое пособие / Т.П. Медведева, И.А. Панфилова, Е.В. Поле. - М.: Даунсайд Ап, 2014. — 368 с.

14. Бут, Т. Современные подходы к болезни Дауна: монография / Т. Бут, Я. Заремба, К.А. Халлиди Смит. - М.: Педагогика, 2009. - 331 с.

15. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова. -М.: Академия, 2013. - 480 с.

16. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. - СПб.: Союз, 2013. – 320 с.

17. Винникова, Е.А. Дошкольная олигофренопсихология: пособие / Е.А. Винникова, С.А. Глуховская. - Минск: БГПУ, 2012. – 216 с.

18. Выготский, Л.С. Основы дефектологии [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2013. – 656 с. – ISBN 5-81140481-6.

19. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]: учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2014. – 224 с. – ISBN 5-87852-043-5.

20. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры. [Текст] / Л.С. Выготский / под ред. М.Г. Ярошевского [вступительная статья М.Г. Ярошевского]. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК».

21. Гаврилов, И. Между взрослым и ребенком [Текст]/ И. Гаврилов // Школьный психолог. – 2009. – № 36. – С. 10.

22. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Текст]: учебное пособие для вузов / В.В. Лебединский. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2016. – 144 с. – ISBN 5-7695-3072-3.

23.Маллер, А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие / А.Р. Маллер. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 176 с. – ISBN 5-89415-087-6.

24. Бабкина, Н.В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Бабкина // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 40–45.

25. Забрамная, С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] / С.Д. Забрамная. – М.: Про-свещение; Владос, 2012. – 112 с.

26. Тингей-Михаэлис, К. Дети с недостатками развития [Текст]: книга в помощь родителям / Под ред. Д.В. Колесова. – М.: Педагогика, 2009. – 240 с. – ISBN 5-7155-0193-8.

27. Искусство и творчество людей с особенностями в умственном развитии [Текст] / пер. с нем. Р. Ахремчика. – Мн.: Белорусский Экзархат Белорусской православной церкви, 2008. – 32 с. – ISBN 985-6503-37-X.

28. Августова Р.Т. "Учимся читать, учимся писать. Авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития". Августова Р.Т – Москва: Издательство «АСТ»,2018. – 192с. ISBN: 978-5-17-099108-2

29. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научно-методическое пособие / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. - СПб.:КАРО, 2008. – 336 с.

30. Августова Р.Т. "Учимся читать, учимся писать. Авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития". Августова Р.Т – Москва: Издательство «АСТ»,2018. – 192с. ISBN: 978-5-17-099108-2

31.Августова Р.Т. "Учимся читать, учимся писать. Авторская методика обучения чтению и письму детей с особенностями развития". Августова Р.Т – Москва: Издательство «АСТ»,2018. – 192с. ISBN: 978-5-17-099108-2

32. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта. Методические рекомендации. 2009.

33. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2011.

34. Шпицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб 2014.

35.Киртоки, А.Е. Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития / А.Е. Киртоки, Н.В. Ростова. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2010. – 48 с.

36. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

37. Методические рекомендации для педагогов и психологов по организации работы с семьями, имеющих детей с синдромом Дауна/Смирнов М.А., к.п.н., методист отдела коррекционного и инклюзивного образования КОИРО.

38. Шпицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. СПб 2004.

39. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб.: Издательство «СОЮЗ», 2001.

40. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью. - М., 2013.

41. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2017. — 181 с. — (Коррекционная педагогика).

42. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

43.Кумин, Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей / Либби Кумин. Пер. с англ. Н.С. Грозной.  - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2014. – 274 с.

44.Колосков, С. А. Дети с синдромом Дауна. Возможность социальной адаптации / С. А. Колосков // Мама и малыш. – 2015 – № 03.

45. Стребелева, Е.А. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие. – 3-е переиздание /под ред. Е.А. Стребелевой. Г.А. Мишиной. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 160 с.

46. Стребелева, Е.А. Особые дети: вариативные формы коррекционно- педагогической помощи: методическое пособие /под ред. Е.А.  Стребелевой, А.В. Закрепиной. - М.: ЛОГОМАГ, 2013. – 244 с.

47. Шапиро, Е.И. Интегративное обучение и воспитание детей с особенностями в развитии: учебно-методическое пособие / Е. И. Шапиро, Е.Е. Алексеева, В. Л. Рыскина и др. - СПб.: Институт раннего вмешательства, 2015, 2018. – 104 с.

48. Кумин, Либби. Формирование навыков общения у детей с синдромом Дауна: руководство для родителей / Либби Кумин. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2014. – 274 с.

49. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка трех лет / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2017. – 64 с.

50. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 7: Самообслуживание и социальные навыки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2013. – 82 с.

51. Питерси, Мойра. Маленькие ступеньки. Кн. 3: Навыки общения: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / Мойра Питерси, Робин Трилор, Сью Керне, Дайана Ютер, Эрика Бра. Пер. с англ. Н.С. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2012. – 100 с.

52.Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого ребенка: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп/ С.Я. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.

53. Виноградова О.А. Рекомендации родителям по развитию детей с синдромом Дауна

54. Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей. – М.: АРКТИ, 2016. – 72 с.: ил. (Коррекционная педагогика).

Проведенный сравнительный анализ полученных результатов экспериментальной работы показал, что благодаря применению на практике авторской методики Августовой Р.Т., уровень чтения и письма в эксперементально группе повысился.  Выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. Таким образом в результате эксперимента было обнаружено, что дети с синдромом Дауна имеют недостатки развития чтения и письма (как в произношении звуков, в правильности грамматических конструкций, так и в их написании). Это вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи, а как следствие чтения и письма может привести к задержке интеллектуального развития. Для таких детей проблемы обучению чтению и письму часто означают, что они фактически получают меньше возможностей соучаствовать в обучении и общении.  Результаты экспериментального исследования обнаружили, что уровень развития детей с синдромом Дауна в любом возрастном диапазоне ниже, чем у нормально развивающихся детей. В первую очередь, это относится к особенностям умственной деятельности и с заниженным, по сравнению с нормой, познавательным интересом, с низкой активностью мозговой деятельности у детей с синдромом Дауна. Тем не менее, развитие у детей с синдромом Дауна проходит те же этапы, что и у нормально развивающихся детей, но имеет замедленный темп. С возрастом у детей с синдромом Дауна повышается уровень психического и познавательного развития: развиваются формы и средства общения, представления о себе и окружающем мире, социально-бытовые навыки, становится более адекватным поведение в семье и новой ситуации.  Итак, результаты исследования указали, что у детей экспериментальной группы наблюдается положительная динамика по обучению чтению и письму, позволяют сделать вывод о том, что дети с синдромом Дауна имеют потенциальный ресурс для развития и обучения при условии постоянного получения ими всесторонней помощи специалистов и помощи близких людей.