Мотивация в процессе обучения
ВВЕДЕНИЕ
Социокультурная ситуация в современном обществе характеризуется интенсивным процессом изменения социальных ориентиров и ценностей. Данный процесс отображен на системе общего среднего образования. Сегодняшняя школа находится на стадии динамического обновления и совершенствования содержания, организационных форм, а главное – инновационных технологий обучения. Но несмотря на это учителя сталкиваются с тем, что ребенок не хочет учиться, это относится как к гуманитарным, так и естественным дисциплинам. С другой стороны, в настоящее время учащиеся средней общеобразовательный школы должны обладать не только определенной сумой знаний, умений и навыков, а также иметь богатый внутренний потенциал, способствующей самоактуализации, самообразование в процессе учебной деятельности. В связи с этим основной задачей, стоящей перед учителем в средней общеобразовательной школе, является создание психолого-педагогических условий для развития мотивации учебной деятельности. Любая деятельность, в том числе и образовательная, имеет свои особенности, которые диктуются потребностями. В основе потребностей лежат мотивы, и они являются причиной поступков человека. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности. Мотив как регулятор учебной деятельности пронизывает все психологические процессы обучаемого, воздействует на весь спектр мотивационных отношений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОБОСНОВАННАЯ ПРОБЛЕМА МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………...
1.1. Понятия и сущность мотивации к учению……………………....
1.2. Цели, задачи, содержащие мотивацию к обучению…………….
1.3. Основные направления работы педагога по формированию мотивов к обучению……………………………………………….
Выводы по 1 разделу……………………………………………....
2. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К УЧЕБЕ В ШКОЛЕ……………………………………………………….
2.1. Программы по мотивации (циклы бесед и т.п.) .............................
2.2. Анализ результатов…………………………...…………………...
Выводы по 2 разделу………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. – СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 1998.
2. Апиш Ф.Н.Психолого – дидактические основы развития учебной мотивации-М,:МГОУ,2003 -180с.
3. Антонова Г. П., Антонова И. П. Обучаемость и внушаемость младших школьников // Вопросы психологии. — 1991. — № 4.
4. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980.,
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1968.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 1994.
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии,1992, N2
8. Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — 2004. — № 11.
9. Гугучкина, Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. // Учитель, 2001. №4.
10. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
11. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятелности//Вопросы психологии -1994 .- №4 –С.45
12. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей.—М., 1985.
13. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие младших школьников: методические разработки. — М., 1989.
14. Кулагина И.Ю.Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998.
15. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? – М., 1980.
16. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение,1990
17. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1994.
18. Мир детства: младший школьник. — М., 1988.
19. Мыльников Д. Мотивация и проблемы в обучении // Народное образование – 2002 -№9 –С123 -130
20. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76
21. Особенности психического развития детей 6 — 7-летнего возраста. — М., 1988.
22. Практическая психология для педагогов и родителей/ Под ред. проф., М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000.
23. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М., 1998.
24. Прихожан А.М.Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., 1980.
25. Рабочая книга школьного психолога/ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др.; Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Просвещение, 1991.
26. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.
27. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология.- М., -2001
28. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1974.
29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.-М., 1989.
30. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.
А.Н. Леонтьев писал: «…И в учении тоже, чтобы не формально усвоить материал, нужно не отбыть обучение, а прожить его, нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося. Даже в обучении навыкам, обыкновенным двигательным навыкам, это тоже так. Даже приемами штыкового боя нельзя как следует овладеть, если нет к этому внутреннего отношения как мотива, и все выглядит как голая техника «длинных уколов» и «коротких уколов», «отбивов вверх» и «отбивов вниз». Даже здесь полезно старое классическое «рассердись!», которое испокон веков требовалось от русского солдата» [15, с. 379]. «Рассердись!» означает не что иное, как требование заинтересованности в деловом результате осваиваемой деятельности, хотя как предмет, так и продукт этой деятельности являются всего лишь имитацией будущих реальных ее структурных образований. Анализ данного высказывания А.Н. Леонтьева позволяет увидеть, что выражение «иметь жизненный смысл» для него означало, что учение должно выступать не как самодовлеющее познание, а скорее как подготовительный функциональный компонент (или, как сказал бы А.Н. Леонтьев, «фаза подготовления») будущей «деловой» деятельности, т.е. деятельности, выполняемой на основе предметно-специфического, внешнего по отношению к познанию мотива. Разумеется, было бы натяжкой сказать, что ученый описывает здесь ситуацию трудового обучения: главной движущей силой усвоения является все-таки познавательный мотив. При этом имеет место своеобразное «удвоение», когда на имеющуюся реальную ситуацию (усвоение) накладывается идеальная, воображаемая ситуация (будущая трудовая деятельность), так что можно сказать, что «деловая» деятельность также выполняется, хотя и в умственном плане, при этом учащийся «потребляет» то умение или знание, которое в реальном плане им только лишь усваивается. Подобное «потребление» формируемого умения и дает дополнительный мотивирующий эффект.