Диагностика и развитие готовности к обучению грамоте у детей с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Человек обладает бесценным даром речи, он овладевает ею в раннем детстве и совершенствует ее долгие годы. Успешность ребенка при вхождении в социальную среду зависит, в частности, от грамотно построенной речи. Многими учеными (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Г.А. Ванюхина, Т.А. Ткаченко и др.), было доказано, что на успешность начального процесса обучения в большой степени влияет уровень овладения учениками письменной речью, которая в свою очередь, является одной из основ для овладения школьных знаний. Равным образом, условием оптимального овладения грамотой является сформированность как речевых, так и неречевых психических функций (слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи, пространственных представлений, мелкой моторики). В свою очередь, по мнению ряда ученых (Г.В. Бабина, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаева, С.Н. Шаховская, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), занимавшихся изучением и исправлением общего недоразвития речи, у детей с общим недоразвитием речи наблюдается несформированность речевых и неречевых психических функций. Эта информация свидетельствует о том, что дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в процессе обучения в общеобразовательном учреждении. Таким образом, детей с общим недоразвитием речи относят к группе риска по возможности возникновения у них нарушений чтения и письма.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ…………………………………………5
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте»………………..5
1.2. Характеристика готовности к обучению грамоте обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи III уровня…………………………9
ГЛАВА II. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ И РАЗВИТИЮ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ………………………………………..14
2.1. Описание проекта и план его реализации………………………………….14
2.2. Оценка результата реализации проекта……………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 26
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….27
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………. 28
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. – СПб.:Детство-Пресс, 2004 – 147 с.
2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М.: Медицина, 1981. – 288 с.
3. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М: Астрель, 2009. – 196 с.
4. Выготский Л.С. Развитие устной речи // Детская речь. – 1996. - №1. – с.51-55.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961. – 274 с.
6. Дефектологический словарь / под ред. А.И. Дьякова. – М.: Педагогика, 2008. – 127 с.
7. Дуванова С.П., Тебелева Е.Ю. Взаимосвязь уровня развития мелкой дифференцированной моторики пальцев рук и речи у детей старшего дошкольного возраста // Школьный логопед. – 2016. - №6 (15). – 16 с.
8. Жукова Н.С. Учимся говорить правильно. – М.: Эксмо, 2002. – 72 с.
9. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда/ Под ред. И.В. Селиверстов. – М., 1987. – 156 с.
10. Лалаева Г.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
11. Леонтьев А.А. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. – М.,1997. – 163 с.
12. Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: учеб. пособие. – М.: Academia, 2002. – 345 с.
13. Мартынова Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. Расстройства речи и методы их устранения. – М., 1975. – 430 с.
14. Мисаренко Г.Г. Технология коррекции письма: развитие графомоторных навыков// Логопед. – 2016. - №2. – 26 с.
15. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логопедов и психологов. – М.: АРКТИ, 2002. – 94 с.
16. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Вопросы психологии восприятия и мышления: Отв. ред. Б.М. Теплов. – М.: МосПресс, 1948. – С. 314 – 323.
Количественный анализ. У 86 % детей нарушена дифференциация одной или двух фонетических групп звуков, у 14 % - трех фонетических групп. 57 % ребят справились с односложной инструкцией, связанной с пространственной ориентировкой, остальные 43 % не справились с ней. С методикой «Графический рисунок» не справились 57 % школьников с общим недоразвитием речи III уровня, 43 % - выполнили лишь некоторые элементы задания. Обобщая результаты проведенной диагностики, мы получили следующую картину: 43% первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня имеют недостаточную готовность к обучению грамоте (Ваня Х., Ярослав П., Даниил М.), 57 % - полностью не готовы к обучению грамоте (Слава А., Андрей А., Саша М., Оля К.). Таким образом, результаты обследования первоклассников с общим недоразвитием речи III уровня обнаружили у них недостаточную сформированность пространственной ориентации на листе бумаги, фонематической системы, графических навыков. Развитие всех этих составляющих готовности к обучению грамоте будет благоприятно способствовать овладению процессами чтения и письма. На основании полученных результатов был разработан проект коррекционной логопедической направленности.