Интеграция содержания предмета «Окружающий мир» и курса «Забайкаловедение» как средство достижения планируемых результатов
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир находится в непрерывном развитии. Государственные и общественные реалии, кардинально меняются в социальной жизни нашего общества, приводя к серьезной модернизации школьную систему образования, выдвигая и реализуя новые требования к школе. В условиях современной научно-технологической революции, когда происходит глубочайшее и разнестороннее воздействие на природу, особое значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечена необходимость определения содержания регионального характера как части общегосударственного содержания образования. Изучение регионального содержания образования в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В начальной школе
1.1. Интеграция содержания образования как одно из условий эффективного обучения младших школьников.
1.2. Основные характеристику содержания предмета "Окружающий мир" и курса "Забайкаловедение" с точки зрения возможности интеграции.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. Педагогические условия интеграции содержания образования предмета "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" И КУРСА "ЗАБАЙКАЛОВЕДЕНИЕ"
2.1. Диагностика сформированности межпредметных знаний и умений младших школьников.
2.2. Организация работы по интеграции содержания предмета "Окружающий мир" и курса "Забайкаловедение" через проведение интегрированных уроков, использование активных форм обучения и анализ ее результатов.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС [Электронный ресурс] / ФГОС НОО 2017. URL: http://fsosn4.edusite.ru/p148aa1.html.
2. Бахарева, Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе: Начальная школа. / Бахарева, Л.Н, 2001. - №8. – 48-51с.
3. Сердюкова, М. С. Интеграция учебных занятий в начальной школе/ М. С. Сердюкова // Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 45-49.
4. Татарченко С.С, Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: Учебно- метод. Пособие / Татарченко С.С. – СПб.: КАРО, 2012. – 120с.
5. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы: учеб.: Пособие для студентов пед.колледжей. / Подласый, И.П – М, Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-400с.: ил.
6. Светловская, Н. Н. Об интеграции как методическом явлении и ее возможностях в начальном обучении/Н. Н. Светловская //Начальная школа. - 2010. - № 5. - С. 57-58.
7. Конышева, Н. М. Художественно-конструкторская деятельность младших школьников в системе интегративной педагогики/Н. М. Конышева Начальная школа. - 2010.- №3.- С. 43-46.
8. Кропочева, Т. Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе /Т. Б. Кропочева// Начальная школа, 2009. - № 1. - С. 57-63.
9. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования/А. Я. Данилюк. - Ростов Н/Д., 2010. - 440 с.
10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. – М.:1982
11. Савченко О.Я., Бойченко Т.Э., Манюк О.И. Программа интегрированного курса. “Основы здоровья” 2 класс // Початкова школа. – 2002. - № 10. – С. 26 – 27.
12. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (предпосылки, опыт). – Л.,1989. – 96 с.
13. Окружающий мир. Особенности изучения предмета в начальной школе: учебное пособие / О.В. Алексеева, А.А. Арасланова. – М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2017. – 144 с.
14. сайт Министерства образования и науки РФ (URL: http://fgosreestr.ru).
15. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций А. А. Плешаков. — М. : Просвещение, 2014 — 205 с. —ISBN 978-5-09-031981-2.
16. ФГОС: Начальное общее образование // http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
17. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. Просвещение, 2009 24 с.
18. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1997 С. 230
19. Навигатор дополнительного образования детей Забайкальского края // https://navigator.zabedu.ru/program/1132-zabaikalovedenie
Особенностью реализации данной программы в 4 классе является организация индивидуальной и коллективно-творческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов. Суть регионального компонента заключается в том, что «он призван отражать национальные и региональные характеристики не только места, в котором живут учащиеся начальных классов, но и субъектов Российской Федерации. Смысл регионального компонента заключается в воспитании гражданской ответственности. Кроме того, региональный компонент устанавливает обязательный минимум содержания базовой общеобразовательной программы и требования к уровню подготовки выпускников начальной школы, которые обеспечивают особые потребности и интересы конкретного субъекта Российской Федерации»[20]. Основная цель реализации регионального компонента, как отмечает В.С. Кукушин: «…социализация человека по месту жительства. Знание о регионе создает условия для понимания и принятия истины, что только работа и забота о людях могут сделать жизнь в регионе интересной, разнообразной и богатой» [21, с. 125]. Внедрение регионального компонента создает благоприятные условия для повышения уровня гуманитарного образования.