Изучение вопросов брака и семьи на уроках обществознания в средней школе
ВВЕДЕНИЕ
Семья и брак относятся к явлениям, которые с древних времен и по сегодняшний день вызывали высокий интерес. Многие исследователи считают социальный институт семьи базовым, так как он реализует жизненно важную функцию самосохранения общества.
Семья является предметом изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Представление о семье как социальном институте даёт социологическая наука. Люди всегда придавали особое значение взаимоотношениям в семье. Ещё в римском праве закрепилось положение о том, что семья образуется посредством брака, а брак есть «союз мужа и жены» (так говорил римский юрист Модестин). Закон различал брак с властью мужчины и брак, где жена была самостоятельна. В современном праве существует специальная отрасль, в рамках которой систематизированы нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные взаимоотношения супругов, родителей и детей, а также определяющие порядок заключения брака и его расторжения. Семейное законодательство определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, жизнь в семье в большинстве случаев регулируется правом.
В России за последние несколько десятилетий произошли серьёзные демографические изменения. Наблюдались негативные тенденции в брачно-семейных отношениях, однако, в ходе данной работы устанавливается и положительная динамика.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты изучения вопросов брака и семьи на уроках обществознания в средней школе 6
1.1 "Брак" и "семья" как категории курса обществознания 6
1.2 Актуальность вопросов брака и семьи в современной России 19
2 Методические аспекты изучения вопросов брака и семьи на уроках обществознания в средней школе 24
2.1 Анализ программы курса обществознания с позиции изучения вопросов брака и семьи 24
2.2 Разработка уроков изучения брака и семьи в курсе обществознания в школе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акутина С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина : Ярославский педагогический вестник. – 2-е изд., - Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет, 2015. – 51-54 с. [52] – Текст: непосредственный.
2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М., 1996.
3. Антонов А.И. Судьба России в веке / А.И. Антонов. – Москва : Грааль, 2015. – 212 с. [98] – Текст: непосредственный.
4. Астахова Ю.Г., Агасарян М.В.. Социология семьи: учебное пособие - Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012.
5. Бойко, В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект - М.: Мысль, 1988. – 237 с.
6. Вахмянина Т.А. Проблемные аспекты семейной политики // Семья в новых социально-экономических условиях. Нижний Новгород, 1998. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодёжи. Учебное пособие / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов - н/Д.:Феникс, 2001. - С.271.
7. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге ХХ1 века (социологические про-блемы). СПб., 1999.
8. Демография // Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/folder/70843/document/101202 (дата обращения: 30.04.2022).
9. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Санкт-Петербург : Речь, 2010. – 256 с.
10. Обществознание. 11 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 334 с.
11. Обществознание : Новый полный справочник школьника для под-готовки к ЕГЭ / В.В. Барабанов, Г.И. Грибанова, А.А. Дорская, и др.; под ред. В.В. Барабанова, 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 318, [2] с.
12. Обществознание. 11 класс. Учебник. Базовый уровень. ФГОС / [О.А. Котова, Т.Е. Лискова.]; под ред. Е.В. Зайцевой, Н.В. Тряпициной. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2022. – 112 с
13. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-cherty-sovremennogo-demograficheskogo-krizisa-v-rossii-i-puti-ego-preodoleniya (дата обращения: 14.04.2022).
14. Право. 11 класс / [Л. Н. Боголюбов и др.]; под ред. А. Ю. Лазебниковой, Т. Е. Абовой, А. И. Матвеева. — М. : Просвещение, 2021. — 234 с.
15. Семья: век. Проблемы формирования региональной семейной политики / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. - № 11 [167]. – стр. 35
Права детей: право на имя, отчество и фамилию. Им принадлежит также право жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими род-ственниками. Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных законом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Права родителей: родители имеют равные права и несут равные обязан-ности в отношении своих детей. Родительские права прекращаются по дости-жении детьми возраста совершеннолетия и в установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия. Родитель, проживающий отдельно от ребёнка, имеет право на общение с ребёнком и участие в его воспитании. Несовершеннолетние родители имеют право на совместное проживание с ребёнком и участие в его воспитании. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Обязанности родителей: родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования и формы их обучения с учётом мнения детей до получения ими основного общего образования.