Особенности воспитания в учреждениях дополнительного образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В системе образования дополнительное образование своеобразный феномен. На всем протяжении истории отношение к дополнительному образованию и его участию в образовании и воспитании человека постоянно менялось: от полного непризнания — до отведения ему главной роли [8].
Это, прежде всего, социальный смысл и функции воспитания, природа творчества; идея саморазвития, самосовершенствования человека, приобретения им новых знаний, способностей, опыта, которая исходит из общей идеи приоритета сознания, как носителя духовности, над бытием. В философии и педагогике античности (Платон, Аристотель, Сократ) можно найти идеи, которые в той или иной степени оказали влияние на развитие и становление системы дополнительного образования, внешкольного воспитания и образования детей. На первом месте это социальный смысл и функции воспитания, природа творчества; идея саморазвития, самосовершенствования человека, приобретения им новых знаний, способностей, опыта, которая исходит из общей идеи приоритета сознания, как носителя духовности, над бытием [12].
В трудах Е.Н.Медынского была представлена теория внешкольного образования, которая рассматривалась им в философском, социальном, педагогическом аспектах и в контексте общей проблемы «Человек -образование - культура - творчество» [16].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..……………….3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ….........................................................6
1.1. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций……………………………………………….6
1.2. Цели, задачи и функции учреждений дополнительного образования ……..….…........................................................................................................10
1.3. Классификация учреждений дополнительного образования, их характеристика……………………………………………...……………….15
ГЛАВА 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ПРИМЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ………....…...18
2.1. Система дополнительного образования подростков на примере общеобразовательных школ …………………………...........................................18
2.2 Требования СанПин в современном образовательном процессе дополнительного образования…………………………….....................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..…………………………....26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….……………...…….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова Н.Ю. Детский оздоровительно-образовательный лагерь - среда саморазвития личности подростка // Актуальные вопросы воспитательной работы в условиях ВУЗа. Улан-Удэ, 2005. - С. 218-223.
2. Белова, В.В. Взаимодействие внешкольных учреждений и школы в воспитании творческой индивидуальности подростков: Автореф. дис.канд. пед. наук: 13.00.01/Белова В.В., М.,1986 г. - 23 с.
3. Березина, В. А. Дополнительное образование детей в России / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2013. - 512 c.
4. Боровиков Л.И. Организация системы воспитательной работы и внеурочной деятельности образовательного учреждения в условиях реализации ФГОСа. Методическое пособие. – Новосибирск, 2013.
5. Буйлова Л.Н. Технология разработки и оценки качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: новое время – новые подходы: Методическое пособие. – М., 2015.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник / Н.Ф. Голованова. - М.: Academia, 2019. - 352 c.
7. Дополнительное образование -- фактор развития личности // Проблемы становления и развития образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей: Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб., 1998. - 204 с.
8. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова. - М.: Владос, 2015. - 352 c.
9. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 (ред.от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).
10. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации https://legalacts.ru/kodeksy/
11. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. - М.: Знание, 1972. - 72 с.
12. «Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения». Т.2. - М.: Педагогика, 1982.
13. Краткий психологический словарь понятийный аппарат / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 512 с.
14. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии её оценки // Методы системного педагогического исследования / Под. ред. Н.В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. С. 7-52.
15. Матвеев А.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2007 - с.543
16. Медынский Е.Н. Основы организации внешкольного образования // Русская школа.-1913. № 4. С. 1-18.
17. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе./ М. Монтессори. - М.: ИД «Карапуз», 2009. - 95 с
18. Павлова Ю.А., Белецкая Е.А. - Роль учреждений дополнительного образования в развитии творческих способностей младших школьников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/117/5304.
19. Пенягина В.И. Роль и место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения // Дополнительное образование детей на базе образовательных учреждений: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции 27 апреля 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dopobr.68edu.ru/archives/2388.
20. Смирнова Ж.В., Черней О.Т. критерии эффективности партнерских отношений при предоставлении дополнительных образовательных услуг / Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №1(26). С. 251-253.
21. Спирин Л.Ф. Теория и технология педагогических задач (развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование) / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. пед. агентство, 1997. - 173 с.
22. Штерингарц Е.М. Детский научный клуб. Организация развивающего обучения школьников дополнительном образовании. М.: Авторский клуб. 2015. 882 с.
Исследования на базе школ Институтом Альбрехта показали, что из параллели 5- 6-х классов у 84% учеников были выявлены изменения осанки и развитие плоскостопия. К этому приводит слабый мышечный корсет, неправильно подобранные по высоте парты и тяжелые, неподъемные ранцы и рюкзаки у учащихся младших классов. Возникает необходимость вернуть потерянный авторитет занятиям «физической культуры» во внеурочное время, показать его важную роль в системе школьного образования и воспитания детям и их родителям. И здесь огромная роль уделяется педагогу дополнительного образования, который должен не только отлично знать теорию и практику своего предмета, владеть методикой преподавания, но и обладать высокой культурой и образованностью, быть разносторонне развитым и интересным для детей человеком, уметь увлечь детей, показать своим примером, что спорт важен и нужен современному человеку. А. Дистервег писал, что образ мыслей педагога – самое главное во всяком обучении и воспитании Дополнительное образование физкультурно-спортивной направленности является базовым уровнем для подготовки юных спортсменов. Всё это имеет ведущую роль в процессах воспитания личности ребенка, способствует повышению показателей физической подготовленности, формированию культуры здорового образа жизни, развитию двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом.