Формирование у дошкольников представлений о семье
Введение.
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами. социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Всем известно о демографических проблемах, существующих в российском обществе, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных. но и неблагополучных семей. Проблема ознакомления детей дошкольного возраста с таким явлением общественной жизни, как семья, требует строгого научного обоснования, прежде всего, из-за наличия многочисленных, зачастую противоречивых, а иногда и взаимоисключающих точек зрения на определение сущности и функций семьи, ее исторического прошлого и перспектив развития. В дошкольной педагогике семья, рассматривается как социальная среда, в которой осуществляется семейное воспитание ребенка. Дошкольное образовательное учреждение оказывает помощь родителям в воспитании детей в процессе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Однако в рамках этой деятельности не всегда можно сформировать у дошкольников адекватные представления о семье. Детей необходимо знакомить с семьей как с явлением общественной жизни, основным социальным институтом, ее назначением и особенностями, начиная с самого раннего возраста на доступном их пониманию уровне.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………….3
ГЛАВА I. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ ………………………………………………………6
1.1 Особенности дошкольников 6-7 лет………………………………….6
ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………………11
2.1 Семья - как социальный институт и явление общественной жизни11
2.2 Особенности формирования у детей представлений о семье…………….13
2.3 Педагогические условия формирования представлений о семье у детей дошкольного возраста ………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………….
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Демидова, Н. И. Дошкольные учреждения и семья / под ред. Т. Н. Дороновой и др. – Москва : ЛИНКА-ПРЕСС, 2017. – 126 с.
2. Дыбина, О. В., Шнайдер, Р. Е. Приобщение детей к истокам семьи // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 6. – С. 124–129.
3.Демидова, Н. И. Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования «образа семьи» у старших дошкольников / Н. И. Демидова - Москва: Владос, 2017.
4. Кошелева, А. Д. Взаимодействие «взрослый - ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие / ред. -сост. Г. В. Бурменская. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2018. – С. 64–96.
5. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – Москва : Академия,2018. – 232 с.
6. Островская, Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – Москва : Просвещение,2016. – 160 с.
7. Смирнова, Е.О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. - 2016
Н. И. Демидова выделяет дидактическую игру как средство формирования представлений о семье, так как в ней закрепляются представления о родственных отношениях в семье, расширяются представления детей о родителях. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, которая определяется целью воспитательного и обучающего воздействия. Содержанием дидактической игры является окружающая действительность, то есть, природа, люди, их взаимоотношения, семья. В дидактических играх у дошкольников происходит воспитание уважительного отношения близких людей друг к другу. Н. И. Демидова предлагают для формирования представлений о семье создать музей в группе. Семейный музей по-мнению исследователя эффективное средство познания системы ценностей конкретной семьи, традиции, которые передаются из поколения в поколение. Создание такого музея правомерно рассматривать как форму совместной деятельности взрослых (членов семьи, педагогов) и детей, направленную на удовлетворение их образовательных и творческих интересов, связанных с изучением и освоением культурного наследия не только своей семьи, но и общества в целом.