Ребенок как субъект образовательного процесса

Скачать курсовую работу, в которой исследуется ребенок как субъект образовательного процесса
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.10.2023
Объем файла
62 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Каждый человек в жизни хотя бы раз сталкивался с понятием «образовательный процесс». Но далеко  не все понимают сущность данного термина, процесс и механизмы его протекания. Как и у каждого процесса, образовательный процесс имеет свои субъекты. К субъектам образовательного процесса относят: педагога, обучающегося (ребенка) и родителей. В данной работе нас интересует ребенок как субъект образовательного процесса. Что же такое образовательный процесс? Что мы знаем о его  субъектах? Как проявляется личность ребенка в ходе образовательного процесса? На все эти вопросы мы постараемся ответить в ходе данной работы. Актуальность работы заключается в том, что в современном мире данной теме уделяется недостаточное внимание. Современная система образования находится в поиске новых моделей обучения, направленных на разностороннее развитие личности с учетом индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей ребенка. Процесс обучения, где ученик выступает как субъект образовательного процесса, обладает большим развивающим потенциалом, а готовность учащихся к саморазвитию и самообразованию предполагает развитие определенной системы отношений учащихся к окружающему миру, к другим людям, к самим себе.

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы исследования ребенка как субъекта образовательного процесса

    1.1 Сущность понятия «образовательный процесс» 5

    1.2 Субъекты образовательного процесса 8

    1.3 Личность ребенка как субъекта образовательного процесса 11

Глава 2. Экспериментальное исследование ребенка как субъекта образовательного процесса

        2.1 Педагогические приёмы развития субъектности  ребенка в образовательном процессе 14

        2.2 Процесс становления ребенка как субъекта образовательного процесса 17

        2.3 Методика исследования субъектности ребенка 18

Заключение 22

Список используемых источников 24

Список используемой литературы

1. Анисимов,  В. В. Общие основы Педагогики: учебник для вузов/В. В. Анисимов. – Москва: Просвещение, 2006. – 256 с. 
2. Бабанский Ю. Интенсификация процесса обучения /Ю. Бабанский. – Москва: Просвещение, 1991. – 143 c.
3. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения/В. Беспалько. – Москва: Педагогика, 1995. – 237 c.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий/В.П. Беспалько. –  Москва: Педагогика, 1989. – 192 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – М.: Питер, 2016. – 304 c.
6. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. – Москва: Юрайт, 2018. – 197 c.
7. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый. – Москва: Юрайт, 2018. – 511 c.
8. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы / Т.В. Кудрявцев. - Москва, 1991. – 357 c.
9. Лопанова Е.В. Компетентностный подход в обучении: Учебно-методическое пособие/Е. В. Лопанова, Т. Б. Рабочих. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. – 120 с.
10. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования/М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина. – Ульяновск: Прима - Пресс, 1998. – 214 c.
11. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект). /Под ред. 3. И. Равкина. – Москва: ИТПиО РАО, 1995. – 197 c.
12. Подласый, И. П. Педагогика. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2019. – 395 с.
13 . Подласый, И. П. Педагогика. Учебник / И.П. Подласый. – Москва: Просвещение, Владос, 2019.  – 75 c.
14. Руденко, А. М. Основы педагогики и психологии. Учебник./ А.М. Руденко. – Москва: Феникс, 2018. – 384 с.
15. Ситаров, В.А. Дидактика: учебное пособие/ Под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2002. – 368 с.
16. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 4-е изд. – Москва: Школьная пресса, 2002. – 512 с.
17. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Г. Фокин.  –Москва: AcademiA, 2002. – 216 с.
18. Ходусов, А.Н. Педагогика./ А.Н. Ходусов.– Москва: Инфра-М, 2017. – 56 с.
19. Хуторской, А.В. Педагогика: Учебник / А.В. Хуторской.  – СПб.: Питер, 2017. –112 c.
20.  Хухлаева, О.В. Этнопедагогика: учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. – Люберцы: Юрайт, 2016.  – 333 c.
21.  Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. –  Москва: Инфра-М, 2017. – 160 c.

В то же время все обучающиеся на определенной ступени образовательной системы характеризуются исходными общими и типическими для них особенностями, чертами. Это объясняется тем, что каждая образовательная ступень соотнесена, как правило, с определенным периодом в жизни человека. Так, во всем мире учатся в начальной школе дети не старше 10 лет (хотя в экстремальных социальных ситуациях, например ликвидации безграмотности, в эту ступень образования включаются взрослые). Кроме того, следует учитывать специфику (содержание, форму) самих ступеней образования, соотносим не только с возрастными особенностями, но и с законом кумулятивности, наращивания, увеличения знаний; структурированием индивидуального опыта; построением индивидуального тезауруса как упорядоченной структуры вербального интеллекта [20, с. 191]. Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. Нельзя забывать, что учитель имеет дело не с безликой массой, а с личностями, в качестве которых сочетаются наследственные и социальные составляющие. У каждого из них есть индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, которые играют огромную роль в процессе обучения. Исходя из этого, педагогический коллектив, разрабатывая образовательную программу школы должен проанализировать, в целом, состав обучаемых детей, особо выделяя одарённых детей, детей с повышенной мотивацией, детей с проблемами здоровья, девиантных [4, с. 19].