Использование групповых форм работы как средство повышения эффективности обучения младших школьников на уроках математики
Введение
Актуальность нашей работы заключается в главной задаче учителей в воспитании грамотной личности, способной взаимодействовать с окружающими. Особое внимание для осуществления данной задачи нужно уделить в начальной школе, где в процессе учебной деятельности под руководством учителя формируется учебное сотрудничество, так как ребенок начинает развиваться и учиться взаимодействию с окружающими в самом раннем возрасте. Интерес к учебному сотрудничеству проявляли выдающиеся педагоги и психологами такие как: Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.А. Цукерман и др.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предлагает формировать коммуникативные универсальные учебные действия для адаптации ребенка в социуме. ФГОС НОО направлен на формирование умения «выбирать адекватные языковые средства, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач». При обучении детей взаимодействию с окружающими и сотрудничеству требуется внимание организации групповой работы, которая помогает ребенку приобрести навыки самостоятельной деятельности.
Оглавление
Введение
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Использование групповых форм работы как средство повышения эффективности обучения младших школьников на уроках математики»
1.1 Понятие «форма» организации обучения и ее виды в начальной школе
1.2. Педагогическая значимость групповой работы как способ организации сотрудничества в обучении младших школьников
Глава II. Практическая часть работы по теме «Использование групповых форм работы как средство повышения эффективности обучения младших школьников на уроках математики»
2.1. Организация групповой формы работы на уроках математики в начальных классах
2.2. Разработка урока математики с применением групповых форм контроля
Заключение
Список литературы
Список использованной литературы
1. Асмолова, А.Г. Системно-деятельостный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г.Асмолова // Педагогика М.: 2009 – №4. –18 – 22 с.
2. Белорыбкина, Е.А. Современный урок в начальной школе с учетом требований ФГОС [Текст] / Е.А. Белорыбкина // Начальное образование - 2014. - №1. - 16 -19 с.
3. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : практикум и методические материалы [Текст ]: учеб.пособие / Г. М. Коджаспирова. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 416 с.
4. Корепаново, О. Работа в группах как фактор эффективного обучения [Текст] / О. Корепанова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 1. – 57-61 с.
5. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- №4, 2011.
6. Дураченко О.П. Польза групповой работы в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru/node/118806
7. Сковыро, Е. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе [Текст] / Е. Сковыро // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 10. – 56-60 с.
8. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст] : учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М. :Акадения, 2013. – 496 с.
9. Сухов, В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: учебник [Текст] / В.П.Сухов / - Спб.: РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. - 256 с.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] : текст с измерениями и дополнениями на 2011 г. /Министерство образования и науки РФ. – Москва : Просвещение, 2011. - 33 с.
11. Якушина, Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС. [Электронный ресурс] /Е.В. Якушина //Справочник заместителя директора школы. – 2012. – №10. – Режим доступа: http://www.menobr.ru/article/1342-spravochnik-zamestitelya-direktora-shkoly-10-oktyabr
12. Молчанова, М. А. Обучение в сотрудничестве [Электронный ресурс] http://p-lib.ru/pedagogika/sitarov_didaktika/sitarov_didaktika44.html
13. Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/doklad
14. Землянская Е.П. Учебное сотрудничество младших школьников на уроке [Текст]/ Землянская Е.Н. // Начальная школа – 2015. - №1. – 17-18 с.
15. Юркина С.Н. О дифференцированном обучении математике [Текст]/ С.Н. Юркина // Математика в школе – 2014. – 123 с.
16. Носова Н.В. Особенности работы в малых группах [Текст]/ Н.В. Носова // Начальная школа плюс до и после – 2014. - №6. – 69-71 с.
17. Парная и групповая формы работы на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2008/1218.htm
18. Ситаева В.А. Дидактика [Текст]: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – 2 –е изд. стер. – М.: Академия, 2008. – 473 c.
19. Грузин А.И.. Одна из форм коллективной деятельности учащихся [Текст]/ А.И. Гризин // Математика в школе. - 2013.- №5. – 30 c.
20. Групповые формы работы, как возможность организации деятельностного обучения на уроке [Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://psh.tom.ru/index.php/component/
21. Дашевская Л.П. Организация групповой работы при повторении материала по математике[Текст]/ Л.П Дашевская. // Начальная школа. –2014. – №2. –37-41 с.
22. Гиниятуллина А.А. Опыт организации групповой работы на уроках [Текст]/ А.А. Гиниятиллина // Начальная школа. - 2044. – №1. –21-26 с.
23. Хабиб Р.А. Организация коллективной учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения математике [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-1251
24. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / Крутецкий В.А. // Математика в школе – 2014. –136 с.
25. Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения [Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://irina78-msk.narod.ru/index/0-6
26. Царева С.Е. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст] / С.Е. Царева// Математика в школе - 2014. – 265 с.
27. Мыльникова, Н. В. Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников [Текст] / Н. В. Мыльникова // Начальное образование – 2015. - № 1. – 42-48 с.
28. Пидкасистый П.И. Педагогика [Текст] : учебник / П. И. Пидкасистый, В. В. Краевский. – М. :Акадения, 2013. – 496 с.
29. Молчанова, М. А. Организационные формы обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.p-lib.ru/statya/molchanova
Успех и эффективность учебно-воспитательной работы зависит от умелого использования многообразия форм ее организации. В научно-педагогических исследованиях представлены различные трактовки понятия «форма» обучения. Форма (от лат. «forma») – наружный вид, внешнее очертание, установленный порядок. Форма предмета, процесса, явления обусловлена их содержанием и, в свою очередь, оказывает на них обратное влияние. Существуют различные определения организационных форм обучения, которые содержат те или иные отличительные признаки формы. Как правило, перечисляемые признаки организационных форм обучения совпадают.По мнению М. А. Молчановой, наиболее плодотворным подходом к определению категории «организационные формы обучения» является диалектическое единство содержания и формы. Содержание и форма — это философские категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания [11].