Применение фитнес-технологий на уроках физической культуры в 6-11 классах
ВВЕДЕНИЕ
Для нормального развития каждому человеку необходима двигательная активность. Сегодня огромной проблемой стали малоподвижные школьники. И такими быть их вынуждают обстоятельства непреодолимой силы: домашние задания с использованием компьютерных технологий, отсутствие контроля со стороны работающих родителей, когда дети обучаются во вторую смену, отсутствие контроля за правильным питанием, изобилие неполезной пищи и многое другое. О. В. Сапожникова в своей работе [33] отмечает, что «длительное ограничение двигательной активности, то есть гиподинамия является антифизиологическим фактором, разрушающим организм на генетическом уровне и приводящим к ранней нетрудоспособности и увяданию». Именно эти причины, закономерно, приводят к ухудшению физической формы школьников. Таким образом, в подготовке учителей по физической культуре актуальность обретает разработка здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Понятия «здоровьесберегающие технологии» в физической культуре и «оздоровительные технологии», существовавшие ранее в оздоровительной физической культуре, идентичны. На современном этапе большая часть оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – это фитнес-технологии. Данный термин встречается в научных исследованиях, методических разработках, образовательных программах. Данные технологии, прежде всего, разработаны для решения задач фитнеса в соответствии с его принципами, особенностями мотивации занимающихся и т. п.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИТНЕСА 6
1.1 Зарождение фитнеса 6
1.2 Оздоровительные системы Востока 8
1.3 Оздоровительные системы Европы 11
1.4 Оздоровительные системы США 13
1.5 Эволюция аэробики 15
1.6 Групповые фитнес-технологии 17
1.7 Основные понятия современной оздоровительной физической культуры 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В 6-11 КЛАССАХ 26
2.1 Функции и особенности мышечной системы обучающихся 26
2.2 Контроль дыхания 29
2.3 Мотивация, самоконтроль, дисциплина, питание 31
2.4 Методика проведения занятий с детьми 6-11 классов 37
2.4.1 Степ-аэробика 38
2.4.2 Элементы йоги 40
2.4.3 Латиноамериканские танцы 43
2.4.4 Хип-хоп 45
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ В 6-11 КЛАССАХ В ПЕРИОД ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА БАЗЕ МБОУ СОШ «Горки-Х» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..………53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айенгар, Б.К.С. Древо жизни. Ежедневная практика. – М.: Альпина Нонфикшн, 2017. – 237 с.
2. Айенгар, Б.К.С. Йога сутры. Патанджали. – М.: Прояснение, 2017. – 392 с.
3. Айенгар, Б.К.С. Йога. Путь к здоровью. – М.: Флинта, 2017. – 336 с.
4. Аникеева, В.В. Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных систем российскими учеными // Вестник Бурятского государственного университета. – 2012. – № 13. – С. 9.
5. Борисова, В.В. Фитнес-технологии – новый раздел в школьном физическом воспитании / В.В. Борисова, О.П. Панфилов, Т.А. Шестакова // Физическая культура в школе. – 2013. – № 4. – С. 39–44.
6. Боярская, Л.А. Методика и организация физкультурно-оздоровительной работы: учеб. пособие / Л.А. Боярская; [науч. ред. В. Н. Люберцев]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 120 с.
7. Возникновение художественной гимнастики. – Санкт-Петербург, 2022. – URL: https://spb.gymbalance.ru/istoriya/istoriya-hudozhestvennoj-gimnastiki/ (дата обращения 29.03.2022)
8. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта / Г.Д. Горбунов. –3 изд. – М.: ФиС, 2015. – 193 с.
9. Горская, Г.Б. Прогнозирование психологических эффектов ранней профессионализации детей в спорте: теоретические основания / Г.Б. Горская. – Кубань: УМОИ, 2005. – 178 с.
10. Горская, Г.Б. Психологическая теория спортивной деятельности: актуальные направления развития // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. – 1999. – № 5. – С. 53–56.
11. Джошкун, Э.Л. Методическая разработка «Фитнес-латина для детей». – Москва, 2021. – URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-fitnes-latina-dlya-detej-5025871.html (дата обращения 29.03.2022)
12. Есаков, С.А. Возрастная анатомия и физиология: курс лекций // УдГУ. – Ижевск, 2010. – 195 с.
13. Замотин, Т.М. Интегрированная аналитика в тренировочном процессе гребцов-байдарочников высокой квалификации / Т.М. Замотин, А.А. Тищенко // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом // Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2018. – С. 57–60.
14. Иванкова, И.А. Самоконтроль при занятиях спортом и физической культурой. – Сургут, 2022. – URL: http://vfdhmao.ru/info/articles/samokontrol-pri-zanyatiyakh-sportom-i-fizicheskoy-kulturoy/ (дата обращения 29.03.2022)
15. Иванова, М.В. Восточные оздоровительные системы: методическая разработка для студентов специальности 032101 Физическая культура и спорт / М.В. Иванова. – Ухта: УГТУ, 2010. – 30 с.
16. Иссурин, Ю.А. Уровень развития физических качеств у гребцов высшей квалификации / Ю.А. Иссурин. – М.: ФиС, 2001. – 235 с.
17. Ишмухаметов, М.Г. Теория и методика оздоровительно-рекреационной физической культуры и спорта: йога в физической культуре и спорте: учеб. пособие / М. Г. Ишмухаметов; Пермский гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь: ПГГПУ, 2013. – 159 с.
18. Коломейцева, Е.Б. Физическая культура. Современные оздоровительные системы: учебно-методическое пособие / Е.Б. Коломейцева; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2021. –110 с.
19. Лисицкая, Т.С. Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 76 с.
20. Луначарский, А.В. Речь на I Всероссийском съезде по просвещению: Протоколы I Всероссийского съезда по просвещению, созванного Наркомпросом в Москве 25 августа 1918 г. – М., 1919. – С. 5–14.
21. Мастров, М. Из углового кабинета: 24 часа фитнеса. – 2022. – URL: https://rus.nctodo.com/from-corner-office (дата обращения 29.03.2022)
22. Мельничук, М.В. Технология построения индивидуальных оздоровительных программ для учащихся общеобразовательных школ: на примере фитнесс-программ: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.04 / М.В. Мельничук; .Всерос. науч.-исслед. ин-т физ. культуры и спорта. – М., 2001. – 22 с.
23. Методика проведения занятий степ-аэробикой // Казахстанская образовательная сеть. – 2022. – URL: https://kazedu.com/referat/107342/2 (дата обращения 31.03.2022)
24. Методологические основы классификации интегрированных непараметрических видов физических упражнений (на примере фитнес-технологий) / О.П. Панфилов [и др.] // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 8. – С. 62–66.
25. Морозова, Л.В. Классическая аэробика: учебное пособие / Л. В. Морозова, Т.И. Мельникова, О.П. Виноградова; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления. – Казань: Бук, 2017. – 101 с.
26. Найдиффер, P.M. Психология соревнующегося спортсмена / P.M. Найдиффер. – М.: ФиС, 2007. – 244 с.
27. Николаев, А.Н. Методика оценки мотивов спортивной деятельности / А.Н. Николаев. – СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2003. – 55 с.
28. Панфилов, О.П. Особенности использования оздоровительно-развивающего фитнеса на уроках физической культуры в школе / О.П. Панфилов, В.В. Борисова, А.В. Титова, Т.А. Шестакова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2017. – № 1. – С. 76–81.
29. Панфилов, О.П. Фитнес-технологии: классификационный подход / О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова, Л.В. Руднева // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2013. – № 1. – С. 131–139.
30. Питание детей и подростков, занимающихся спортом. – Липецк, 2022. – URL: http://ovfd.ru/iblock/stories/e/pitanie_detej_i_podrostkov_zanimajushhihsja_sportom/ (дата обращения 30.03.2022)
31. Правильное дыхание во время тренировки: как и зачем? – Москва, 2019. – URL: https://stolichki.ru/stati/pravilnoe-dyhanie-vo-vremya-trenirovki-kak-i-zachem (дата обращения 29.03.2022)
32. Салтановская, О. Уроки физкультуры в школе // О. Салтановская, Г. Васильцов. – Санкт-Петербург, 2022. – URL: https://sport.insure/blog/uroki-fizkultury-v-shkole/ (дата обращения 31.03.2022)
33. Сапожникова, О.В. Фитнес: учеб. пособие / О.В. Сапожникова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 144 с.
34. Сергина, Т.И. Степ-аэробика начального уровня: сложности в программе физического воспитания для студентов вузов / Т.И. Сергина, Л.П. Маслова, М.Ш. Арбеева, И.В. Воробьева, О.В. Залялиева, С.А. Фалеева // Казанск. федеральн. ун-т. – Казань, 2016. – 40 с.
35. Тянь, Ц.Ц. История развития спортивной аэробики // МНКО. – 2017. – № 5 (66). – С. 199–200.
36. Усачёв, Ю.Ю. Специфика техники Рудольфа фон Лабана в системе современного танца / Ю.Ю. Усачёв, А.В. Бугаёв // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2019. – № 1-2 (29-30). – С. 82–85.
37. Фитнес в инновационных процессах современной физической культуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Редкол. Г.Н. Пономарев, Е.Г. Сайкина. – СПб.: Изд-во РГПУим. А.И. Герцена, 2008. – С. 124.
38. Хип-хоп аэробика. Занятия и польза для детей и особенности. – Москва, 2022. – URL: https://dlia-sporta.ru/glavnaia/vidy-sporta/khip-khop-aerobika/ (дата обращения 31.03.2022)
39. Хлебников, В.А. Функции дыхательной системы при занятиях физическими упражнениями // Наука и образование: поиск новых перспектив в условиях пандемии COVID-19: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 сентября 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. – С. 77–82.
40. Шестакова, Т.А. Эффективность применения фитнес-игротренинга в двигательной подготовке младших школьников / Т.А. Шестакова, В.В. Борисова, О.П. Панфилов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. Вып. 2. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2016. – С. 76–82.
41. Эллсуорт, А. Анатомия йоги / А. Эллсуорт. – М.: Эксмо, 2012. – 159 с.
Само слово «йога» образованно от санскритского корня «юдж», что значит единение. Йога – это одна из шести ортодоксальных систем индийской философии [1]. Основоположником йоги считается индийский мудрец Патанджали, живший во II веке до н.э. Патанджали составитель «йога-сутры» – системы йоги, состоящей из 185 сжатых афоризмов [2]. Согласно его трудам, классическая йога состоит из восьми ступеней (так же она широко известна как «Аштанга йога» или йога восьми ступеней). Так же, классическим видом йоги считается хатха-йога. Йога означает единение. Единение тела с умом, а ума с душой. 90 % людей в нашем мире испытывают страдания – физические или духовные. Йога – это тот механизм, который помогает содержать наше тело – храм души. Традиционная йога состоит из восьми частей. Но ее можно так же рассматривать как состоящую из трех слоев: внешнего внутреннего и глубинного, или по-другому, физического, психического и духовного. К сожалению, в современном обществе йога воспринимается как физическая культура или как «экзотика». Но йога – это наука, которая позволяет уму освободиться из-под «оков» и бесконечных желаний нашего тела. Хатха-йога, как нетрадиционная система тренировок имеет ряд особенностей преподавания. В связи с этим, хатха-йога преподносит педагогу специфические требования. Педагог должен хорошо знать об оздоровительном, воспитательном и образовательном воздействии йоги. Так же необходимо знать историю возникновения хатха-йоги, знать и умело пользоваться терминологией хатха-йоги. Умение предупредить возможные травмы на занятиях, исключить физические и психологические перегрузки, хорошо владеть методами обучения, умело использовать в своих занятиях необходимый инвентарь и иметь в арсенале запас контрольно-методических упражнений для оценки уровня физической подготовленности – это необходимые знания для преподавателя хатха-йоги [3]. В преподавании хатха-йоги важно не только умело подбирать наиболее эффективные асаны и комплексы, но и знать другие смежные науки: биомеханику, биохимию, анатомию и физиологию, психологию и педагогику, спортивную медицину, уметь использовать полученные знания в учебно-тренировочном процессе. Педагогом должны быть изучены потенциальные возможности хатха-йоги на подготовку обучающихся к здоровому образу жизни, учебно-трудовой деятельности [41].