Профилактика девиантного поведения подростков в условиях Центра помощи детям
Введение
Актуальность исследования. Тема моей научно-исследовательской работы: «Профилактика девиантного поведения подростков в условиях Центра помощи детям».
Данная тема меня заинтересовала тем, что в настоящее время все большее количество подростков склонны к девиантному поведению, которое проявляется в различных формах негативной направленности.
Проблема профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста особенно актуальна, так как некоторые формы девиаций проявляются не только в нарушении каких-либо социальных норм и правил, но и оказывают негативное влияние на самого ребёнка. Кроме того в подростковом возрасте у ребёнка происходят физиологические и психические изменения, гормональные перестройки. Ведь все мы знаем, что этот возраст сопровождается подростковыми реакциями, повышенной чувствительностью, эмоциональной нестабильностью, которые могут повлиять на формирование девиантного поведения. Именно в подростковом возрасте дети подвержены различным негативным влияниям.
Также немаловажную роль в становлении и социализации личности ребёнка имеет семья. В семьях наблюдается нарушение структуры и функций семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением и времяпрепровождением детей, чрезмерной занятости родителей. Также возникает непонимание между родителями и детьми, родители в таких семьях не могут в силу своей низкой родительской компетентности учитывать возрастные и физиологические особенности своих детей подростков в воспитании. А так, как ведущей деятельностью подросткового возраста является, это общение со сверстниками, то соответственно не чувствуя поддержки и понимания в семье, подросток ищет это в кругу сверстников, что не всегда положительно может отразится на его поведении. Все эти факторы могут привести к нарушению становления и социализации личности ребёнка.
Содержание
Введение
Глава 1Теоретические основы профилактики девиантного поведения подростков.
1.1. Сущность понятия «девиантное поведение».
1.2. Возрастные и индивидуальные особенности подростков склонных к девиантному поведению.
1.3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике девиантного поведения подростков в учреждениях социального обслуживания.
1.4. Вывод по главе 1
Глава 2 Анализ современной педагогической практики по проблеме профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в условиях центра помощи детям.
2.1. Анализ программ профилактики девиантного поведения подростков.
2.2 Диагностический инструментарий
2.3. Вывод по главе 2
Список литературы
Приложение
Библиографический список.
1. Баскакова, А. В. Характеристика основных причин совершения правонарушений несовершеннолетними / А. В. Баскакова, М. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79).
2. Долгова,А.И. Социально психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А.И. Долгова – М.: Наука, 2014 – 276с.
3. Великанова Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением [Текст] : монография / Н. В. Майсак. – Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет, 2009. – 167 с.
4. Лебедева, А.И. Семья несовершеннолетнего правонарушителя как объект
5. Макаренко, И. А. Общетеоретические основы расследования преступлений несовершеннолетних : учебник и практикум для вузов / И. А. Макаренко, Р. И. Зайнуллин, А. Ф. Халиуллина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 205 с.
6. Самыгин, П. С. Профилактика девиантного поведения молодежи : учебное пособие для академического бакалавриата / П. С. Самыгин, С. И. Самыгин, Д. В. Кротов ; под общей редакцией П. С. Самыгина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с.
7. Социальная педагогика : учебник для вузов / В. И. Загвязинский [и др.] ; под редакцией В. И. Загвязинского, О. А. Селивановой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 448 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01310-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468611
8. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков : учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 219 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05932-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473663 (дата обращения: 18.12.2021).
9. Галич Г. О., Карпушкина Е. А., Корчагина Л. Н., Морозова Н. Л., Тупарева Н. В. – Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20).
10. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // «Российская газета» от 30 июня 1999 г.
11. Ничишина, Т. В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т. В. Ничишина. — Минск :Национальный институт образования, 2018.
На сегодняшний день существует большое количество разнообразных диагностических методик, выявляющих отклоняющееся поведение и методик, нацеленных на выявление отдельных факторов риска отклоняющегося поведения. Подавляющее большинство из них построено на самооценке подростков. Значительно меньше методик основано на наблюдении за их поведением. К наиболее известным методикам, позволяющим выявлять склонность подростка к делинквентному поведению, относится, прежде всего, стандартизированный тест-опросник «Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» (А. Н. Орел). Методику диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) А. Н. Орел возможно применить в диагностике девиантного поведения у старших подростков (8-9 классы). Это стандартизированный тест-опросник, предназначенный для измерения готовности подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Тест достаточно информативен для психологов и педагогов, актуален для подростков, вызывает у них интерес, потому что содержит «взрослые» высказывания; есть мужской и женский варианты. Для детей начиная с 12 лет возможно использование Методики диагностики девиантного поведения несовершеннолетних (тест СДП – склонности к девиантному поведению), которая была разработана коллективом авторов (Э.В. Леус, САФУ им. М.В. Ломоносова; А.Г. Соловьев, СГМУ, Архангельск). Методика предназначена для оценки степени выраженности дезадаптации у подростков с разными видами девиантного поведения. Определяют показатели выраженности зависимого поведения, самоповреждающего поведения, агрессивного поведения, делинквентного поведения, социально обусловленного поведения по содержанию вопросов, каждый из которых оценивают в баллах по шкале опросника. Опросник (Приложение 4), состоит из 75 вопросов, разбитых на 5 блоков по 15 вопросов в каждом. Простота обработки полученных результатов является достоинством метода при проведении массовых скрининговых обследований.