Народный костюм в художественном воспитании школьников

Скачать курсовую работу, в которой исследуется народный костюм в художественном воспитании школьников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.10.2023
Объем файла
773 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Одним из ярких и интересных с точки зрения художественного воспитания является народный костюм. Народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. Народный костюм формировался на протяжении веков, и его развитие обусловлено социально-экономическими изменениями в жизни народа, религиозными воззрениями, взаимосвязями и контактами с другими национальными культурами. Этим объясняется ценность народной одежды для изучения и применения в процессе обучения и воспитания. Именно народный костюм обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности.
Народный костюм олицетворяет разнообразные связи человека с миром. Костюм, в отличие от других видов декоративно-прикладного искусства, связан с целым комплексом предметов, формирующих его ансамбль. Все это в большей степени способствует формированию художественной компетентности школьников.
Именно через народный костюм, можно достичь высокой педагогический результат в деле формирования художественных знаний у учащихся, как синкретическое искусство, которое, по словам Ю.Б. Борева, «включал не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания».
Цель работы рассмотреть народный костюм в художественном воспитании школьников.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 5

1.1 Художественное воспитание: понятие и сущность 5

1.2 Содержание и методы художественного воспитания 15

ГЛАВА 2. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 18

2.1 Народный костюм – модель мироздания 18

2.2 Народный костюм как средство художественного воспитания школьников 22

2.3 Особенности формирования художественной культуры школьников средствами народного костюма 27

    2.4. Уроки по народному костюму…………………………………………...31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..51

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Булатова А.Г., Гаджиева С.Ш., Сергеева Г.А. Одежда народов Дагестана. Историко- этнографический атлас. – М., 2021. С. 7.
Бутенко, Н.В. Проблема формирования ценностей и смыслов в художественном творчестве детей дошкольного возраста / Н.В. Бутенко. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2019. – 36 с.
Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 2019. С. 191.
Ильясов Л. Культура чеченского народа. – М., 2019. – 344 с.
Касавин, И.Т. Коммуникативная рациональность и социальные коммуникации / И.Т. Касавин, В.Н Порус. – М.: Альфа-М, 2019. – 464 с.
Леонтьев, Д.А. Личность в психологии искусства / Д.А. Леонтьев. – М.: Наука, 2017. – 69 с.
Лыкова, И.А. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии / Лыкова И.А., А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2018. – 144 с.
Разина Т.М. О профессионализме народного искусства: Специфика прикл. искусства. Эстет. природа ремесла. Нар. искусство и худож. промыслы. Самодеят. творчество. - М.: Сов. художник, 2018. – 182 с.
Русский народный костюм [Электронный ресурс]: http://poyasok.com/article_info.php?articles_id=150
Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – СПб.: Питер, 2019. – 304 с.
Шпет Г.Г. Мысль и Слово. Избранные труды / Отв. ред.-составитель Т.Г. Щедрина. – М.: РОССПЭН, 2019. – 688 с.
Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Оникс, 2017. С. 12.

 

"Главной идеей орнаментального образа и женского праздничного наряда в целом была идея плодородия, причем плодородие женщины связывалось с плодородием земли. Потому женщина в праздничном костюме, по представлениям славян, оказывала магическое продуцирующее воздействие на землю". С. Исенко (Народное творчество) Есть села, где на праздник "обряжаются" в народную старинную "снаряду", выходят на улицу, водят хороводы, поют протяжные песни. Старшее поколение хранит ее как добрую память о своей молодости, родителях. Это уважение к истории своего народа. Это – памятники одежды. Представление о женщине у наших предков существовало нераздельно с образом птицы, древним священным символом добра, довольства, благополучия. "Лебёдушка", "Лебедь белая", "Утушка", "Павушка" - вот эпитеты, которыми русский народ в поэзии награждал женщин. Понёва (понява) первоначально означало "кусок ткани", "полотенце", "пелена", "завеса". Древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани клетчатого рисунка. Этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест. Понева также кое-где превратилась в принадлежность просватанной, а то и замужней женщины. Древнейшие поневы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скреплявшиеся на талии пояса. Затем их стали сшивать, оставляя один разрез - спереди или на боку. В таком виде удобные, нарядные, теплые поневы дожили в иных деревнях до нашего века. Были они такой же длины, как и рубаха, - до щиколоток или до икр (как принято в данной местности). Во время работы углы поневы можно было подвернуть и засунуть за пояс. Это называлось - носить поневу "кульком". Подворачивали поневу и на праздниках — с целью показать богато вышитый подол рубахи. В народе роскошные поневы именовали "разнополками" или "растополками". Существовали и "глухие" полностью сшитые наподобие юбки. В этом случае к трем полотнищам добавлялось четвертое "прошва". Его делали из другого материала. Оно делалось короче, и снизу его надставляли "подподольниками" из куска той ткани, из которой кроилось остальное. Внешне получалось нечто вроде передничка.