Педагогические условия формирования представлений младшего школьника о семейных ценностях
Введение
Актуальность исследования. Современная семья, как и все общество, на данном этапе находится в кризисном состоянии, которое характеризуется ростом психологического напряжения, увеличением количества стрессовых ситуаций, отказом от устоявшихся ценностей и появлением новых, порой необоснованных и быстрых. Все это негативно сказывается на функционировании института семьи, содержании внутрисемейной жизнедеятельности, которая основывается на властно–подчиненных отношениях, вызывая высокий уровень разводов. Наблюдается распространение консенсуальных браков, трансформация мировоззренческих установок относительно семейной жизни, что порой приводит к либерализации половых отношений, пренебрежению к важности выстраивания семейных отношений на основе культурных норм и ценностей. Реалии жизни показывают, что еще задолго до официального бракосочетания у личности формируются определенные представления о браке, взгляды на способы внутрисемейных отношений, распределение семейных ролей и тому подобное. Однако, не всегда правильное понимание их содержания приводит в будущем к психологической совместимости супругов, предотвращению внутрисемейных конфликтов, что вызывает разрушение браков и появление неполных семей.
Несмотря на это, семья, однако, сохраняет ведущую роль в формировании духовно–нравственных ценностей детей, их воспитании и развитии. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания традиций, культурной преемственности в истории народа. Благополучие и здоровье семьи рассматривается и как непременное условие безопасности государства.
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Раздел 1. Теоретический анализ формирования представлений младшего школьника о семейных ценностях………………………………………………7
1.1 общая характеристика представлений современных младших школьников о семейных ценностях……………………………………….7
1.2 процесс формирование семейных ценностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..21
Раздел 2. Опытно–экспериментальная работа с использованием дидактических игр с целью выявления взаимосвязи представлений младшего школьника о семейных ценностях ……………………………………………..32
2.1 диагностика представлений о семье у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………………..32
2.2 программа развития ценностного отношения к семье у детей младшего школьного возраста на основе комплекса дидактических игр……34
2.3 анализ результатов опытно–экспериментальной работы………….40
Заключение…………………………………………………………
Список использованных источников............................................
Список использованных источников
1. Агаджанова, э. Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / э. Р. Агаджанова, о. И. Ефимова // симбир. Науч. Вестн. – 2015. – № 2 (20). – с. 134–139.
2. Алексеева е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско–родительских отношений // теория и практика общественного развития. – 2012. – № 12. – с. 173–176
3. Березина т.а. особенности формирования образа семьи у современных школьников // детский сад: теория и практика. – 2014. – № 12. – с. 20–29.
4. Буланова д. Д. Формирование принадлежности к семье у детей младшего школьного возраста // теория и практика общественного развития. – 2015. – № 3. – с. 189–192
5. Гришаева н. П. Современные задачи и методы взаимодействия семьи и школы / н. П. Гришаева, л. М. Струкова // восп. И обучение детей мл. Возраста. – 2016. – № 5. – с. 918–921
6. Говорун т., кикинеджи а. Пол и сексуальность: психологический ракурс. Учеб. Пособие. – тернополь: богдан, 1999. – 384с.
7. Говорун т.в., шарган а.н. родителям о половом воспитании детей. – м .: сов. Школа, 1990. – 160 с.
8. Говорун т.в., шарган а.н. психологические аспекты гендерной дискриминации // психология. Сб. Наук. Трудов. Вып. Иии. – м., 1998. С. 3
9. Гридковец л.м. развитие психосексуальной культуры личности // практическая психология и социальная работа. – 2000. – №3. – с.22–24.
10. Гаубас с.в. актуальные методы полового воспитания школьников в современных условиях // все для учителя – 1999. – №17–18–с.105–106.
11. Генык с.м. все начинается с семьи – ин. – фр .: сиверсия, 1998. – 725 с.
12. Говорун т.в., шарган а.н. любовь вашего ребенка – возрастная иллюзия или реальность // говорун т.в., шарган а.н. родителям о половом воспитании детей. – м .: гор. Центр сексологии, 1990. – с.77–78.
13. Дыбина о.в., еник о.а., анфисова с.е., болотникова о.п., кузина а.ю., сидякина е.а., щетинина в.в. технология моделирования формирования у ребенка направленности на мир семьи. Учебно–методическое пособие / под ред. О.в. дыбиной. – м.: центр педагогического образования, 2016. – 77 с.
14. Демидова н. И. Формирование «образа семьи» у старших дошкольников : дис. … канд. Пед. Наук / демидова наталья игоревна. – м., 2003. – 182 с.
15. Дыбина о.в., кузина а.ю. роль проектной деятельности в развитии у младших школьников познавательного интереса к истории предметного мира // детский сад: теория и практика. 2011. – №9. – с. 98–104.
16. Загвоздкина т.ю. изучение образа семьи школьников на основе метода семейной доски // начальная шк. Плюс до и после. – 2014. – № 2. – с. 63–65
17. Захарова н.с. специфика полоролевой социализации детей из неполной семьи как психологическая проблема // сб. Наук. Работ: философия, социология, психология; – ивано–франковск: изд–во “плай” прикарпатского университета, вып.7. – 4.1 – с.106–113.
18. Колбас б. И, костов и., семейная педагогика: в 3–х т. Т.1. Основы семейных взаимоотношений. Ивано–франковск: изд–во “плай” прикарпатского университета. 2002 – 288с.
19. Каратаева н.а. семейные ценности в зеркале сюжетно–ролевой игры // детский сад: теория и практика. – 2014. – № 12. – с. 46–55.
20. Милева е. К. Формирование у школьников образа семьи в условиях начальной школы на современном этапе // детский сад: теория и практика. – 2014. – № 12. – с. 6–19.
21. Между половые отношения в зеркале исторической перспективы // этнопсихологические ориентиры семейного воспитания. – ивано–франковское издательство “плай” прикарпатского университета, 1996 – с.35–54.
22. Мищик л.и. социальная педагогика: учеб.пособие. – м .: измн, 1997. – 140с.
23. Мороз л.и. влияние родителей на формирование ценностных ориентаций в сфере между половых взаимоотношений. // воспитателю о психологии и педагогике сексуального развития ребенка: научно–методический сборник // под ред. Т.в. говорун, – м .: ин–т содержания и методов обучения, 1996. – 168с.
24. Морозова а.и. методика “blakypictures” для исследования особенностей психосексуального развития детей и взрослых // практическая психология и социальная работа. – 2000. №6. – с.11–16.
25. Немова о. А. Мультипликационные фильмы как средство формирования семейных духовно–нравственных ценностей // вестн. Моск. Ун–та. Сер. 18, социология и политология. – 2014. – № 1. – с. 152–173.
26. Нозикова, н. В. Доминирующие ценности семейной целенаправленности в зависимости от некоторых социально–демографических факторов / н. В. Нозикова // соц. Психология и о–во. – 2016. – т. 7, № 4. – с. 56–67.
27. Смагина с. С. Образ семьи в структуре субъективного опыта // вестн. Кемеровского гос. Ун–та. – 2009. – № 2. – с. 52–59
28. Орбан–лембрик л.е. социальная психология: учебник. К .: академвидав, 2003. – 448с.
29. Палий а. Растет будущая женщина–мать // половое воспитание девочки в семье // дошкольное воспитание. – 1996. – №3. – с.18–19.
30. Палий а., левко г. Нарисуй себя. Методика выявления поло–ролевой ориентации детей // дошкольное воспитание – 1996. – №11. – с.22–23.
31. Постовой в.з., кравченко т.н., мищенко м.в. гармония и дисгармония отношений родителей и детей в современных семьях // начальная школа. – 2001. Июль. – с.33–37.
32. Утёмов в. В., козлова а. Д. Проблема формирования семейных ценностей у детей младшего школьного возраста // научно–методический электронный журнал «концепт». – 2015. – т. 32. – с. 71–75.
33. Шведовская а. А. Диагностика образа семьи у детей младшего школьного возраста с помощью методики «семейная доска» // вопр. Психологии. – 2014. – № 2. – с. 117–124.
Третий тип семейной жизни – неблагополучный. Для него характерны плохие отношения между членами семьи, унификация социальных и коммуникативных связей ребенка, полное или частичное отсутствие педагогически удобной организации жизни взрослых и детей, нарушение правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и их преимущество перед духовными потребностями, материальное накопление, пьянство, аморальное родительское поведение. Уровень психолого–педагогической культуры таких родителей крайне низкий. Ориентация ребенка на мир семьи означает сосредоточение на детских представлениях, мыслях, действиях, стремлениях к изучению и пониманию (т.е. Овладение информацией о семейном мире), присвоение (т.е. Обогащение этого мира формами, достижениями и способами действия и поведения, действиями, специфическими для ребенка) [3, 39]. Выделяют следующие компоненты этой структуры: интеллектуальный; эмоционально–чувственный; мотивационный; поведенческий. Принадлежность к семейной структуре ребенка младшего школьного возраста позволяет рассматривать его отношение к себе в конкретной семье, обладание представлениями, чувствами и установками по отношению к членам семьи, стремление реализовать их в деятельности и построении соответствующего поведения на основе идей, отношений и мотивов. Можно выделить ряд структурных компонентов представлений ребенка младшего школьного возраста о семье.