Сюжетно-ролевая игра в структуре коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью

Скачать курсовую работу, в которой исследуется сюжетно-ролевая игра в структуре коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.10.2023
Объем файла
62 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Изучение  игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и определение значения конкретно сюжетно-ролевых игр в процессе коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей, на протяжении долго времени не утрачивает своей актуальности, поскольку, помогает преодолеть ряд трудностей, возникающих в процессе их психолого-педагогического сопровождения: подбор эффективных методов подготовки к школьному обучению, коррекции психофизиологических недостатков развития, способствование гармоничному развитию  личности ребенка, его успешной социализации и интеграции в общество.
Доказано, что игра особым образом влияет как на психическое, так и на физическое развитие дошкольников, запуская механизмы интеллектуального развития, личностного становления, формирования коммуникативных навыков, налаживания развития всех видов деятельности ребёнка (Л.С Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Д.Б.Эльконин и др.).  
Поскольку игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве, она является основным методом, используемым в процессе психолого-педагогической коррекционной работы, так как способствует формированию положительных личностных качеств ребенка с ОВЗ, в целом оказывает позитивное влияние на его жизнедеятельность и позволяет определять и использовать ресурсные возможности дошкольника.
Детские игры являются для ребенка неотъемлемой частью его деятельности и служат неосознанным, естественным способом адаптации «мира взрослых» к собственному, недавно созданному, только начавшему формироваться.  Играя, ребенок учится приспосабливаться к меняющимся условиям жизни, а также подражает взрослым, моделируя их действия и взаимоотношения в игровом процессе.
Однако, процесс развития игры у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет ряд специфических особенностей, требующих корректировки. Уже в раннем детстве у таких детей недоразвитие игровой деятельности оказывается, как бы «запрограммированным». Причины этого: низкий уровень познавательной активности, запаздывание в сроках овладения двигательными функциями, предметными действиями, речью, эмоциональным и ситуативно-деловым общением со взрослыми и несмотря на это, развитие детей с нарушением интеллекта проходит те же стадии, что и развитие норматипичного ребенка.

 

Оглавление 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы определения места сюжетно-ролевой игры в структуре коррекционно-воспитательной работы с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью…………………….....5

1.1 Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности в дошкольном детстве…………………………………...……………………………………5

1.2 Особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………………..……..8

1.3 Значение сюжетно-ролевой игры в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью…...13

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы……………………………………………………………....22

Список литературы

1. Акимова, Л. Н. Значение игры для психического развития детей с интеллектуальными нарушениями [Электронный ресурс]: научная статья.- Электрон.текстовые дан. -2014. – Доступ с сайта научная электронная библиотека «Киберленика».- Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-igry-dlya-psihicheskogo-razvitiya-detey-s-intellektualnymi-narusheniyami

2. Баряева, Л. Б., А. П., Зарин, А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: учебно-методическое пособие  – Санкт-Петербург : Союз, 2001. – 416 с.

3. Выготский Л.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 2005. – 432 с.

4. Гаврилушкина, О.П., Соколова, Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: кн. для воспитателя. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.

5. Диагностика игровых умений дошкольника: учебно-методическое пособие/ Сост. Т.А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013. - 40 с.

6. Екжанова Е.А., Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М. : Просвещение, 2005. – 272 с.

7. Катаева, А. А., Стребелева, Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб.для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 208 с.

8. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. – 333 с.

9. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведение. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 392 с.

10. Лейтес, Н.С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. - М.: Наука, 2004. - 302 с.

11. .Макаренко A.C. Книга для родителей. – М.: ИТРК, 2014. – 320 с

12. .Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд. / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2012. - 96 с

13. Соколова Н.Д. Игровая деятельность умственно отсталых дошкольников //Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой.- М.: Просвещение, 1993.

14. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1988. Т.1. – 416 с.

15. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 228 с

Дефектологу в своей работе целесообразно опираться именно на игру, в частности на сюжетно-ролевую игру как средство коррекции и компенсации дефектов развития умственно отсталого ребенка, т.к. посредством игры педагог может развивать эмоционально-волевую сферу воспитанников, управлять психическим развитием личности и тем самым готовить почву для успешного овладения детьми неигровой деятельностью (учебной, трудовой и т. д.).
С целью качественного развития игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью таким образом, чтобы она была основным способом организации процесса воспитания детей, чтобы игровые действия способствовали развитию разнообразных свойств и способностей психики, легкому усвоению знаний, умений и навыков, необходимо прежде всего формировать ее отдельные структуры.
Сюжетную игру можно обозначить как последовательную цепочку определенных действий, которые совершают с предметами. В усложненном варианте – это четкая последовательность ролевых взаимодействий, имеющих свою специфику, если же рассматривать ее в еще более сложном виде, то в таком случае она подразумевает цепочку различных событий. Для последовательного усложнения игровой деятельности необходимо, чтобы у детей были сформированы определенные игровые умения [5]. От разнообразия способов построения игры, представленных в игровой деятельности ребенка, от того насколько велик спектр умений, применяемых в игре, зависят варианты ее содержания, которые будут предлагаться дошкольникам, а также возможности для самореализации детей.
Поскольку игровая деятельность дошкольников с нарушением интеллектуального развития формируется под влиянием тех же закономерностей, что и у нормально развивающихся детей, при целенаправленной работе следует использовать валидные методики, но при этом изменять их, учитывая особенности психики детей изучаемой категории, и организовать пропедевтический этап [5].