Формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
06.10.2023
Объем файла
372 Кб
Количество страниц
82
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Ученые отмечают, что в последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии является нарушения речи и, в частности, такое нарушение как дизартрия, при которой страдает не только звукопроизношение, но и все просодические компоненты речи, коррекция которых имеет важное медико-педагогическое и социальное значение. Особенностями проявления этого нарушения занимались многие специалисты: Е.Ф. Архипова, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, М.Б. Эйдинова и многие другие. Дизартрия-одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи. Эти нарушения представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. На сегодняшний день эта проблема требует дальнейшего углубленного изучения, так как недостатки речи весьма затрудняют взаимоотношения ребенка с окружающими, накладывают тяжелый отпечаток на его характер, рождают неуверенность ребенка в своих силах, что будет иметь негативные последствия для его речевого и психологического развития [33, 43, 53, 60]. Понятия «звукопроизношение», или «произношение» охватывают фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами соблюдения норм орфоэпии. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Такие ученые как В.М. Бехтерев, Н.А. Власова, В.А. Гринер, В.А. Гиляровский, Н.С. Самойленко, Ю.А. Флоренская, Е.В. Чаянова, подчеркивали, что такое нарушение воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Для того чтобы понять и эффективно воздействовать на речевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявить характер речевых и сопутствующих им неречевых нарушений.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………... 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА ……………………………………… 9

1.1.Закономерности формирования  звукопроизношения в онтогенезе……………………………………………………………………. 9

1.2.Ocoбeннocти cфoрмирoвaннocти звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата…………………………………………………. 17

1.3. Логопедические технологии по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата в современной логопедии ……… 22

Выводы по главе 1…………………………………………………………….                                                                                            31

ГЛАВА 2.ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ СТРОЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА……………………. 33

2.1. Диагностика  уровня  сформированности  звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата…………………………………….. 33

2.2. Коррекционно-логопедическая работа по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата…………............................................................................................ 47

2.3. Анализ результатов коррекционно-логопедической работы по формированию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и нарушениями строения артикуляционного аппарата……………………………………………………………………58

Выводы по главе 2……………………………………………………….........    67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….... 68

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….. 70

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 78

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно–методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. – СПб. : Детство – пресс, 2005. – 48 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-84836856_12851. 

2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений – 3-е изд. / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://detstvo-nt.ru/wp-content/uploads/развитие-речи-детей.pdf 

3. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки / Н. Г. Алтухова. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 112 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://pedlib.ru/Books/3/0454/3_0454-1.shtml 

4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей/ Е. Ф. Архипова. – М. : ACT : Астрель, 2008.– 254 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://gendocs.ru/v29386/архипова_е.ф._коррекционнологопедическая_работа_по_преодолению_стертой_дизартрии_у_детей 

5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 250 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-132897049_3365 

6. Бадалян, О. Л. Детская неврология/ О.Л Бадалян.– М.: Просвещение, 1984. – 345 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://balka-book.com/files/2017/09_05/11_32/u_files_store_3_413119.pdf 

7. Беккер, К. П. Логопедия/ К. П. Беккер, М. А. Совак – М. : Просвещение, 1991. – 156 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://nashaucheba.ru/v14007/беккер_н.п.,_coвaк_m._логопедия 

8 Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи/ В. И. Бельтюков – М. : Педагогика, 1977. – 176 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/5188274/ 

9 Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия/ Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. – М. : Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с. Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall73899791_581 

10 Бородич, A. M. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ А. М. Бородич. – М. : Просвещение, 2014. – 189 с Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall267164499_73 

11 Борозинец, Н. М. Логопедические технологии: Учебно- методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. – Ставрополь, 2008. – 224 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-39103203_45 

12 Буйко, В. И. Уроки логопедии/ В. И. Буйко, З. А. Репина. – Екатеринбург.: Литур, 1999. – 208 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-32537501_4346 

13 Винарская, Е. Н. Дизартрия/ Е. Н. Винарская. – М. : АСТ, 2009. – 220 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-68248834_974 

14 Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития/ Е. Н. Винарская. – М. : Просвещение, 1987. – 425с. Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall79758503_581 

15 Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова, М. Ф. Фомичева и [др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:. https://vk.com/wall-51137699_446 

16   Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования/ Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1961. – 769 с Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://bookap.info/book/vygotskiy_izbrannye_psihologicheskie_issledovaniya_myshlenie_i_rech_problemy_psihologicheskogo_razvitiya_rebenka/load/pdf.shtm

17 Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи/ А. Н. Гвоздев. – М. : Просвещение, 1973. – 320 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall204499715_55 

18. Жинкин, Н. И. Механизмы речи/ Н. И. Жинкин. – М. : Учпедгиз, 1968. – 190с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall274467438_193 

19. Жукова, Н. С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников/ Н. С. Жукова. – Екатеринбург : Литур, 2013. – 320 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall267164499_69 

20. Зернова, Л. П. Логопедическая работа с дошкольниками: Учебное пособие для дефектологических факультетов вузов / Л. П. Зернова. – М. : Академия, 2013. – 240 с Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-132897049_4623 

21. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда: 2–е изд., испр и доп.

/ О.Б. Иншакова. – М. : Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2017. – 279 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-109936395_4564 

22. Каше, Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников/ Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 1991. – 230с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-94378522_14190 

23. Ланина, Е. М. Логопедическая диагностика и коррекция дизартрии у детей: учебное пособие / Е. М. Ланина, М. Л. Симкин / Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2013. – 164 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/index.php?url=/notices/index/IdNotice:309193/Source:default  

24. Левина, Р.  Е. Основы  теории  и  практики  логопедии/ Р. Е. Левина. – М. : Учпедгиз, 1978. –180 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-161141613_2939 

25. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов 5-еизд., перераб. и доп.— М . : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall267164499_51 

26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста/ Л. В. Лопатина. – СПб : Союз, 2008. – 346 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall252754921_183 

27. Лопатина, Л. В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сб. методических рекомендаций / Л. В. Лопатина. – СПб. Москва : САГА : ФОРУМ, 2006. – 272 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01002951859 

28. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников/ Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – С.–П. : СОЮЗ, 2010. – 340 с. Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-132897049_5628 

29. Лопухина, И. С. Логопедия: речь, ритм, движение/ И. С. Лопухина. – С–Пб. : Дельта, 1999. – 57 с. Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL:  https://vk.com/wall277357122_613 

30. Лопухина, И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей / И. С. Лопухина.

– М.: Аквариум, 1995. – 384 с Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: https://vk.com/wall-92329629_7078 

31. Лурия,  А.  Р.  Высшие  корковые  функции  человека  [Текст]  / А. Р. Лурия. – СПб. : Питер, 2008. – 384 с.

32. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Р. Лурия. – М. : Издательский центр

«Академия», 2003. – 384 с.

33. Максаков, А. О. Развитие вне- и речевого дыхания [Текст] / А. О. Максаков // Дошкольное воспитание. – 1992. – №1. – С. 22-27.

34. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст]: Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. I / под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС 2011. – С. 214–218.

35. Мастюкова, Е. М. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии [Текст] : Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

36. Мастюкова, Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст / под ред. А. Г. Московкиной. – М. : Классик Стиль, 2003. – 320 с.

37. Миронова, С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст] / С. А. Миронова. – М. : Просвещение, 1991. – 254 с.

38. Нейман Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст]: Учеб.  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений  /  под  ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.

39. Нестерова Т. В. Принципы логопедической работы по коррекции звукопроизношения у детей [Текст] / Т. В. Нестерова, О.Ю. Федосова // Самарский научный вестник. – 2014. – № 1(6). – С. 110-113.

40. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб : Детство–пресс, 2007. – 342 с.

41. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО–ПРЕСС 2007. – 704 с.

42. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. [Текст] : Учебное пособие / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002 – 510 с.

43. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Парамонова. – Спб : Питер, 2009. – 370 с.

44. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2002 – 448 с.

45. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько. – Спб. : Каро, 2008. – 82 с.

46. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – М. : Просвещение, 2012. – 223 с.

47. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / З. А. Репина. – Екатеринбург: Издатель Калинина Г. П., 2008. – 140 с.

48. Репина, З. А. Подготовительный этап логопедической работы по формированию фонетической системы языка у школьников с дизартрией [Текст] / З. А. Репина, И. А. Филатова // Специальное образование. – 2012. –

№3. – С. 142-147.

49. Рождественская, В.И., Р адина Е.И. Основные принципы воспитания правильного произношения у дошкольников [Текст] / В.И. Рождественская, Е.И. Радина: Хрестоматия по теории и методике развития речи детей.-М.: Логопедия,2018.-456с.

50. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст] / И. А. Смирнова. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2010. – 320 с.

51. Соботович, Е. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. – М. : Педагогика, 1974. – № 4. – С. 20-26.

52. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : Учебное пособие / под ред. Е. А. Стребелевой. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.

53. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : Метод. рекомендации. Учебно - метод. пособие / Н. М. Трубникова. –Екатеринбург, 2005. – 51 с.

54. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – Издательство : Педагогика, 1989. – 208 с.

55. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2013. – 364 с.

56. Филичева Т.Б. Содержание логопедической работы с детьми при общем недоразвитии речи [Текст] / Т.Б. Филичева. - М.: Владос, 2003. - 200с.

57. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. – РнаД. : Феникс, 2010. – 231 с.

58. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение [Текст] : Учебное пособие / Л. С. Цветкова. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 148 с.

59. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина. – М. : Владос, 2003. – 329 с.

60. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных  классов,  студентов  педагогических  училищ  /  под  ред. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М. : АРКТИ, 2011. – 240 с.

Из таблицы видно, что сформированность звукопроизношения детей данной группы находится на разном уровне. Разница между показателями обследуемых детей равна 0,6 балла. Средний балл колеблется от 1,5 до 1,8. Наивысшего балла нет ни у одного из детей (2,0 балла). Результат обследования речевых и неречевых функций показал тесную связь между развитием этих функций. Это связано с тем, что неречевые функции создают базу для формирования речевых функций.  Нарушение моторики органов артикуляционного аппарата, приводит к неправильной организации артикуляционных укладов и наблюдается тенденция к нарушению противопоставления артикуляции как гласных звуков, так и согласных. Происходит расстройство дифференциации произношения гласных по признаку высоты, ряда и огубленности. При произнесении согласных звуков наблюдается тенденция к смешению артикуляционных укладов: шипящие произносятся как свистящие, переднеязычные как заднеязычные, звуки верхнего подъема артикулируются как нижнего. Нарушения противопоставления артикуляции ведет к расстройству формирования акустического образа звука, что в свою очередь отрицательно влияет на развитие функций фонематического слуха. Впоследствии, несформированность фонематического слуха затрудняет обработку информации о звуковом составе слова и дети смешивают слова близкие по звуковому составу и близкие по артикуляции. В школе такое отклонение приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма  В ходе констатирующего эксперимента анамнестические данные показали, что у обследованных детей анамнез отягощен. У всех обследованных имеются нарушения артикуляционной, моторики, после обследования звукопроизношения выяснилось, что у детей страдают сонорные, шипящие и свистящие звуки. Характер нарушений звуков различен: антропофонический и фонологический дефект. Ведущим нарушением является полиморфное, а преобладающим является антропофонический дефект; фонематический слух нарушен; навыки звукового анализа сформированы на среднем и низком уровне.