Этнологические основы современной теории миграционной педагогики
Введение
В настоящее время средства массовой информации уделяют особое внимание обостряющимся противоречием в сфере межнационального общения.
Имеющиеся различия интересов социальных групп и слоев, отличие положения людей в структуре общественных отношений и форм жизнедеятельности обуславливают многообразие сторон общественного сознания. Национально-психологические установки, стереотипы мышления проявляются в массовом создании, формируют отношение к этническим общностям. Этнические процессы складываются под воздействием факторов имеющих внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический характер. Ценностные установки и ориентации, межличностные контакты, социальный фактор влияет на развитие этнических процессов. Происхождение и формирование конфликтных социальных проблем на сегодняшний день обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений. Неравномерность исторического развития народов мира проявляется на возникновении политических, религиозных, социально-психологических и других причин миграции народов. В этой связи рождается проблема социальной адаптации мигрантов, необходимость потребность разработки более эффективного регулирования миграционных процессов как социального явления. Изучением процесса миграции занимаются представители различных наук, таких как: география, политическая экономика, этнография, право, психология. Только более глубокий подход в изучении данной проблемы позволяет более четко систематизировать миграционные процессы.Миграционная подвижность обусловлена изменчивостью, непостоянностью межэтнических отношений. Миграционные перемещения связаны с размещением мигрантов в условиях другой культурной среды.
Оглавление
Введение………………………………………………………...2
Глава 1 Миграционная педагогика………………………………………………………8
1.1. История развития миграционной педагогики в России………………………………………………………….
2. Особенности образования детей мигрантов и беженцев в условиях становления единого образовательного пространства…………………………………………………..27
2.1.Межкультурное образование в детском возрасте - актуальная проблема современности………………………………………………...27
2.2. Специфика обучения в поликультурном пространстве…………………………………………………..31
Заключение…………………………………………………....35
Список Литературы…………………………………………..40
Список Литературы:
1.Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997.
2. Библер В.С. Культура: диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - №6. – с.33-38.
3. Гукаленко О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Автореферат дисс. на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.
4. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография - 1982 - № 1 - С.80 - 88.
5. Ильяева И.А., Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. – Белгород: изд-во БелГТАСМ, 2001. – 159с.
6. Кожемякин Е.А. Межкультурные коммуникации: от теории к практике. Монография. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119с.
7. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография - 1982 - № 1 - С.80 - 88.
8.Фоменко Н.В.Этнологические основы современной теории миграционной педагогики
Особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. Так, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности. И если дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже приблизительно с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов. Межкультурное образование ориентируется на универсальные права человека: оно признает равноценность всех людей и рассматривает достоинство человека как неприкосновенное. Однако ценности межкультурного образования разделяются далеко не всеми. Признание плюрализма и демократических прав для всех граждан является проблемой для всех европейских обществ. Всегда есть склонность оценивать другую культуру с высоты своей. Межкультурное образование тогда легко становится "педагогикой сочувствия", "педагогикой для иностранцев" или "фольклорной педагогикой". Концепция межкультурного образования - не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении к культурным различиям требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.