Развитие эмоциональной сферы и воспитание эстетических чувств младших школьников на уроках окружающего мира
Введение
Актуальность исследования. В последнее время стали больше уделять внимание проблемам образования, его стремятся сделать лучше, привнести актуальные изменения и эти изменения касаются многих сторон процесса обучения и воспитания, в том числе и воспитания эстетических сторон личности. Я думаю, это правильно, что сейчас обращают внимание на эстетическое развитие ребенка, потом что современные дети немного другие, они пресыщены яркой жизнью в гаджетах и мало обращают внимания на красоты обычных вещей. Сегодня основной задачей школы является формирование и гармоничное развитие личности детей, в частности особое внимание уделяется формированию эстетических потребностей, ценностей и идеалов, а также развитию эстетических чувств у школьников на всех уроках. В общем значении эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного создания в ребенке его эстетического отношения к действительности. Если говорить в контексте предмета «Окружающий мир», то, воспитание эстетических чувств предполагает систему действий учителя и школьников, которая способствует развитию личностных качеств, таких как интеллект, интереса к данному предмету, воспитанию у детей видения красоты и неповторимости природы на каждом занятии. Красота природы встречается нам на каждом шагу, просто нужно уметь видеть ее: это удивительные цветы, удивительные расцветки бабочек, животных и птиц, необычные камни и т.д. Так как все это рассматривается на окружающем мире, этот предмет помогает совершенствовать эстетические чувства школьников. Кроме этого, дети в этом возрасте показывают активный интерес к людям, а также продуктам их жизнедеятельности, красоте природы, и этот интерес помогает удовлетворить наиболее полно дисциплина «Окружающий мир». Содержание этого школьного предмета способствует формированию правильного отношения к этим компонентам, то есть формирует осознание ценности и многообразия окружающего мира и прекрасного в природе, а также понимание общественных отношений, поступков людей, то есть ведет к развитию оптимального уровня эстетической культуры младших школьников.[1]
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………….…………..………….……..….3
Глава 1. Теоретические основы развития эмоциональной сферы и формирования эстетических чувств младших школьников в естественнонаучной подготовке младших школьников…….….…………..….6
1.1. Начальная школа на современном этапе развития общества…….…...…..6
1.2. Психолого-педагогическая сущность развития эмоциональной сферы и эстетических чувств у младших школьников….……………..…………11
1.3. Основные формы, методы и приемы развития эмоциональной сферы и воспитания эстетических чувств на уроках «Окружающего мира…..17
Выводы по главе 1…...……….……………………..…..…….………….24
Глава 2. Практические аспекты исследования развития эмоциональной сферы и воспитания эстетических чувств в практике учителя начальной школы..25
2.1. Выявление исходных уровней развития эмоциональной сферы и эстетических чувств на констатирующем этапе эксперимента…….25
2.2. Система работы учителя по развитию эмоциональной сферы и эстетических чувств младших школьников на формирующем этапе эксперимента…………………………….………….….……………….31
2.3. Методические рекомендации по развитию школьников в естественнонаучной подготовке младших школьников…….…….....35
Выводы по главе 2…….…………………………….. …………….…..39
Заключение………….…..………………………………………………………40
Список использованной литературы…………………………………..…..….42
Приложения…………….…………………………………………….....………44
Список использованной литературы
1. Аболмасова, Н.С. Эстетическое восприятие младших школьников на уроках окружающего мира // Известия института педагогики и психологии образования URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/abolmasova-n-s-yesteticheskoe-vospriyat/ (дата обращения: 25.03.2022).
2. Акимова, М.К. Психофизические особенности индивидуальности школьников / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – М.: Академия, 2012. – 160 с.
3. Арестова, К.В. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках окружающего мира посредством работы над художественными произведениями/Арестова, К.В// [Электронный ресурс] - Режим доступа https://multiurok.ru/files/esteticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-na-u.html (дата обращения: 10.03.2022)
4. Ахтырский С.П. Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Учебно-методическое пособие. Изд.5-ое, доп. Ростов-на-Дону, 2020.
5. Концепция начального образования : «Начальная школа XXI века» / Н. Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф,2017. — 64 с. : ил.
6. Крутецкий В. А. К84 Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил
7. Кузнецова, Н. В. Эстетическое воспитание при изучении предмета "Окружающий мир" / Н. В. Кузнецова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/05/15/esteticheskoe-vospitanie-pri-izuchenii-predmeta (дата обращения: 30.04.2022).
8. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев. - Москва: Просвещение,1985. - 201 с.
9. Любимова, Ю.С. Диагностика эстетической воспитанности учащихся начальных классов / Ю. С. Любимова // Пачатковая школа. – 2007. – № 9. – С. 60–64
10. Малахова, Е. А. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста / Е. А. Малахова. — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://infourok.ru/emocionalnoe-razvitie-rebenka-mladshego-shkolnogo-vozrasta-1319493.html (дата обращения: 15.02.2022).
11. Методика «Шкала дифференциальных эмоций». — Текст : электронный // : [сайт]. — URL: https://minakov.com.ru/metodika-shkala-differencialnyx-emocij/ (дата обращения: 10.03.2022).
12. Михайлова, Н. П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н. П. Михайлова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/ (Дата обращения: 08.04.2022).
13. Педагогика начального образования: учебник для вузов / под ред. С. А. Котовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 336 с. - (Серия «Учебник для вузов»). - ISBN 978-5-496-02285-9.
14. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013 . –175
15. Полякова, И. М. Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» / И.М. Полякова // Журнал «Искусство» – 2019 [Электронный ресурс].
16. Современная начальная школа: достижения, проблемы, перспективы. Сборник статей Всероссийской научнометодической конференции (г. Москва, 14–15 марта 2017 г.) / сост., отв. ред. А.А. Сергеенко; Российская академия образования. – М. : Диона, 2017. – 236 с.
17. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника / В.А. Сухомлинский - Москва — 1961. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://nashaucheba.ru/v22927/сухомлинский_в.а._духовный_мир_школьника (Дата обращения: 29.01.2022)
18. Топилина, Н.В. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени / Топилина, Н.В. // журнал «Инновационная наука» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-shkolnikov-kak-aktualnaya-problema-nashego-vremeni/viewer (дата обращения: 25.02.2022)
19. Фортова, Л. К. Сущность эстетического воспитания / Л. К. Фортова, О. А. Горбунова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 839-842. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22696/ (дата обращения: 30.02.2022)
Стоит отметить, что формирование и развитие эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств, способствует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствует развитию гармонично развитой личности. Воспитание эмоциональных чувств и эстетических чувств является единым и взаимосвязанным и приобретает особое значение в начальной школе. Оно должно начаться с развития общей культуры ощущений и восприятий. Потому что формирование чувств, переживаний, эмоционально-эстетических отношений с окружающим миром ученика зависит от этой культуры ощущений и восприятий. Чем больше ученик видит и слышит в цветах, тонах и полутонах, тем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений и событий, тем больше эмоциональная сфера, характеризующая духовную культуру ученика. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в педагогической практике накоплен значительный объем знаний по вопросу формирования эстетических чувств младшего школьника в процессе обучения, вместе с тем обозначенная проблема требует дальнейшего изучения в свете современного развития общества. В обосновании актуальности выбранной темы можно добавить, что формирование и развитие эмоций, воспитание нравственных, эстетических чувств, способствует более совершенному отношению ребенка к окружающему миру и обществу, содействует становлению гармонично развитой личности. [1]