Ценности ислама в современном мире

Скачать курсовую работу, в которой исследуются ценности ислама в современном мире
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.10.2023
Объем файла
179 Кб
Количество страниц
35
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сравнение различных тенденций, выражающих отношение к ценностям религии ислам увеличивает актуальность научного подхода к объекту исследования. Религия является самой достоверной информацией, источником науки и знаний. Именно функция независимого выбора людей делает ее применимой или же приводящей к нежелательным последствиям для общества. Роль исламской религии в общественной и индивидуальной современной жизни остается одной из до конца еще не осмысленных проблем социального познания в современной России. Руководствуясь суждениями, не имеющими никакого отношения к исламу, общественная критика стала нормой. Проблема настолько серьезна, что, не принимая во внимание религиозное просветительство, говорят о «религиозном радикализме»; все нежелательные факторы в социально-бытовых отношениях инкриминируют исламу. Научная этика настолько предана забвению, что такие общественные недостатки, как фанатизм, психологические проблемы, религиозное невежество, социальные проблемы, представляются в числе факторов, провоцирующих религиозный радикализм. Обычно люди с религиозными, интеллектуальными, социальными и психологическими недостатками более склонны к нетерпимости и радикализму. Люди, хорошо разбирающиеся в тонкостях религии, уважающие права, честь и достоинство других, корректны в вопросах научной этики. Отсюда, исследование проблемы взаимодействия ценностей ислама и гражданского общества в современной России, особенно приобретает особую значимость.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ЦЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ ИСЛАМА……….6
1.1. Происхождение и развитие ислама. Основы вероучения…………………….6
1.2. Основные течения в исламе…………………………………………………...11
Вывод по главе 1……………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. ЦЕННОСТИ ИСЛАМА И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА………………………………………………………………………...16
2.1. Основные тенденции ислама в современном мире………………………….16
2.2. Существующие проблемы и противоречия современного ислама…………24
Вывод по главе 2……………………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

1. Абиланкызы Ж.Р. Воспитательное значение исламской религии / Ж.Р. Абиланкызы. // Мир Большого Алтая. - 2016. - Т. 2. - № 1-1. - С. 15-18.

2. Акаев В.Х. Суфизм и ваххабизм на Северном Кавказе / В. Х. Акаев; редакционная группа В. А. Тишков (отв. ред.), Л. А.Лопуленко, М. Ю. Мартынова. – Серия «Исследования по прикладной и неотложной этнологии» Института антропологии РАН. Документ №127. - М., 2017. – 155 с.

3. Алексеев И.Л. Ислам // Религиоведение. Энциклопедический словарь / Под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. – М.: Академический проект, 2018. – 287 с.

4. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. / В.В. Бартольд. - М.: Изд-во МГТУ, 2018. – 207 с.

5. Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М., 2019. – 371 с.

6. Васильев Л.С. История религий Востока. / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2019. – 344 с.

7. Гоипов А.А. Ценности в исламской религии / А.А. 

Гоипов. // В сборнике: актуальные проблемы исторических исследований. Сборник материалов I Всероссийской с международным участием онлайн-студенческой научно-практической конференции. - 2021. - С. 42-44.

8. Данильян О.Г. Религиоведение: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - М.: ИНФРА-М, 2018. – 144 с.

9. Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. / И.П. Добаев. - Ростов-на-Дону, 2018. – 241 с.

10. Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. / А.А. Игнатенко. - М.: Политиздат, 1989. – 197 с.

11. Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. // Материалы V Международной научно-практической конференции, проведенной в Уфе 15–17 октября 2019 года. - Уфа, 2012. - С. 5-9.

12. Кисриев Э.Ф. Ислам и власть в Дагестане. / Э.Ф. Кисриев. - М.: Юрайт, 2018. – 504 с.

13. Культурология. История мировой культуры: учебник / под ред. А. Н. Марковой. - М.: Юнити, 2020. – 558 с.

14. Магомедова А.М. Проблемы формирования нравственности у молодежи в современном поликультурном пространстве России. / А.М. Магомедова, С.И. Сиражудинова. // ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». – 2019. - С. 15-17.

15. Макаров Д.В. Официальный и неофициальный ислам в современном Дагестане. / Д.В. Макаров. - М., 2020. – 411 с.

16. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. / А.В. Малашенко. - М.: Юрайт, 2018. – 205 с.

17. Надеева М.И. Духовные ценности ислама: монография / М.И. Надеева. - Казань: КНИТУ, 2019. – 105 с.

18. Никитин В.Н. Религиоведение. Вероучения религий мира: учеб. пособие. / В.Н. Никитин. - СПб: Химиздат, 2017. – 155 с.

19. Нуруллаев А.А. О соотношении политики и религии // Вестник Российского университета дружбы народов. / А.А. Нуруллаев // Серия: Политология. - 2018. - № 2. – С.19-22.

20. Основы религиоведения: учеб. пособие / под ред. И. Н. Яблокова. 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2019. – 441 с.

21. Примаков Е.М. «Исламский бум»: проблемы и уроки / Е.М. Примаков. // Современный ислам: проблемы политики и идеологии. - M.: Политиздат, 1985. – 205 с.

22. Сергеев Р.В. Ценностные ориентации студенческой молодёжи в сфере семьи и брака / Р.В. Сергеев // Человек и общество: поиски, проблемы, решения: материалы 6-й международной конференции, 22 марта 2020 г. // Новочеркасск. - 2019. – 105 с. 

23. Синелина Ю.Ю. Православие и мусульмане: сравнительный анализ религиозного поведения и ценностных ориентаций / Ю.Ю. Синелина. // Социол. исслед. - 2019. - №4. - С. 54-56.

24. Стогов Д.И. Ислам: история и современность: учеб. пособие по дисциплине «Религиоведение». / Д.И. Стогов. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2018. – 321 с.

25. Чернявская Ю.А. Народная культура и национальные традиции. / Ю.А. Чернявская. - Минск, 2020. – 340 с.

26. Юзмухаметова (Газизова) Л.Ш. Семейные ценности в исламской культуре / Л.Ш. Юзмухаметова (Газизова). // Междунар. научно-практическая конференция «Социально-интеграционный потенциал национальной культуры, искусства и туризма в условиях модернизации российского общества». - Казань, 2019. – 284 с.

27. Янгузин А.Р. Духовные ценности ислама как социокультурное явление / А.Р. Янгузин. // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 6 (109). - С. 311-313.

Электронный ресурс

28. Ценности [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ценности (дата обращения: 20.04.2022).

Необходимо отметить, что противоречивое воздействие исламской религии и культуры на социально-экономические и духовно-нравственные процессы, происходящие в современной России, во многом объясняются разновекторностью развития российской культуры и цивилизации. Один из векторов развития обусловлен включенностью России в глобальные, общемировые процессы вестернизации жизни и культуры, а другой спровоцирован процессами возрождения традиционной культуры и ценностей, среди которых значимое место занимает мусульманская культура . В регионах России с преимущественно мусульманским населением эти векторы развития проявляются в значительно более замысловатых, зачастую конфликтных формах, чем в регионах с преимущественно православным населением. Так, к примеру, в мусульманских регионах можно увидеть очень причудливые формы сочетания как на макроуровне общества, так и в микросфере процессов вестернизации и исламизации жизни. Причудливость в том, что процессы глобализации и вестернизации утверждают, особенно в молодежной среде, универсальные формы жизни и ценности западной массовой культуры, а исламизация ведет к отторжению этих же ценностей и следованию нормам и требованиям ислама или же обычного права. 
Первый вектор развития в большей мере связан с объективными тенденциями развития всего российского общества, идущего в последние несколько десятилетий в фарватере западной цивилизации. Второй же вектор развития представляется следствием той непродуманной и непоследовательной государственно-конфессиональной политики, которая проводится региональными властями по согласованию с федеральным центром. Это политика, которая провоцирует игнорирование ряда конституционных установлений государства, в частности, принципа светскости, что, в свою очередь, ведет к прямым нарушениям федеративного и регионального законодательства.