Влияние семейных ценностей на успешность ребёнка в школе
ВВЕДЕНИЕ
С поступлением в школу, ребенок приобретает новый статус. Статус ученика - становится основным фактором, определяющим характер отноше-ний к нему в семье. Учитель теперь становится главным в общении ребенка с родителями. В тех случаях, когда ребенок не оправдывает ожидания родите-лей: учебные успехи, поведение его в школе, оценки, конфликты с учителем и одноклассниками , то ранее сложившейся характер семейных отношений существенно изменяется. Все эти факторы становятся в большинстве случаев источником конфликтных отношений в семье или их усугубления.
Но бывают и исключительные случаи, когда родители стараются помочь ребенку преодолеть трудности, с которыми тот встречается в школе, сгладить отрицательные школьные впечатления, дискомфорт. В противоположном же случае большинство родителей действуют иначе: применяют, нередко с молчаливого согласия учителя, различные формы порицания и наказания ребенка: угрожают, отменяют обещанное, ругают, лишают встреч с друзьями.
Очень часто плохая успеваемость и плохое поведение учеников млад-ших классов становятся основой возникновения конфликтных отношений между взрослыми членами семьи. Нередко складывающийся в такой ситуации разлад способствует постепенному отчуждению ребенка от дома и родителей, является дополнительным источником его травмирования, формирования новых психических отклонений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА
1.1. Понятие слова «семья» в психологии………………………………....…..5
1.2. Особенности формирования семейных ценностей…….…………………7
1.3. Влияние родительского отношения и семейных ценностей на успеваемость ребенка……………………………………………………...............…….10
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ…………..………13
2.1. Этапы и методы исследования…………………………………………...14
2.2. Обработка и анализ результатов исследования…………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Дружинин, В. Н. Психология семьи [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016.
2. Овчарова Р.В. , Справочная книга школьного психолога [Текст] - М: «Про-свещение», 1996.
3. Крюкова, Т. Л. Психология семьи: жизненные трудности и совпадание с ни-ми [Текст] / Т.Л. Крюкова. - СПб.: Изд-во «Речь»
4. Психологическая диагностика [Текст] / Под редакцией М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2015.
5. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст] / Е.О. Смирнова. – М.: ВЛА-ДОС, 2016.
6. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей [Текст] / К. Тейлор. – М.,
7. Шнедер, Л. Б. Семейная психология [Текст] / Л.Б. Шнедер. - М.: Академический проект.: Екатеринбург: Деловая книга, 2016.
8. Лопатин, А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи / А. Лопатин // Сельская школа. - 2005.
9. Марковская, И. М Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб.: Речь, 2004.
10. Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2004г.
Например , учителя в начальной школе , совместно с родителями, могут организовать мероприятия по формированию семейных ценностей в самых разных формах: совместные семейные праздники и спортивные мероприятия, сюжетно-ролевая игра с родителями, классный час про семейные ценности, акции ко Дню матери и Дню пожилого человека. Мероприятия, направленные на формирование семейных ценностей в школе должны быть разнообразными и ориентироваться на возраст ребенка. Младшим школьникам нужно рассказать о традициях в семье, об исконных ролях матери и отца, бабушки и дедушки, о том, что в семьях принято ува-жать своих близких и помогать им. Для учащихся 5-6 классов, интересными будут занятия, к которым они составят свое семейное древо, расскажут историю своего рода, придумают для своей семьи символику (герб семьи, флаг семьи, девиз семьи, гимн семьи). Важным достижением урока станет воспитание чувства гордости своей семьей, предками, давшими истоки. Также можно проводить мероприятия - беседы, которые посвящены детям, живущих без родителей или неполных семьях. Можно поговорить о роли семьи в жизни каждого человека, о правах и ответственности членов семьи друг перед другом, о нравственных аспектах семьи. Старшеклассникам же будет интересна беседа о моделях своей будущей семьи, о том, какими они видят отношения со своей предполагаемой половинкой, каким образом, они собираются выстраивать отношения со своими родителями и детьми. Такой урок им запомнится надолго , они смогут создать образ идеаль-ной семьи , к которому будут стремиться в будущем. Счастливая и дружная семья – это гармоничная и благополучная семья, фундаментов которой является любовью. Ценности семьи и ее традиции необходимо помнить и не забывать, потому что это лучшее, что у нас есть. Формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс. Это процесс переноса всего самого лучшего из семьи своих родителей в свою собственную семью: выстраивание теплых и дружеских отношений, уважение и доверие, ответственность за свои поступки, умение прощать, доброта и забота, любовь и терпение.