Преодоление трудностей овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Известно, что речевая деятельность занимает особое положение в системе психических процессов человека. Являясь фундаментом мышления и регулятором поведения, она выполняет социальную функцию, которая обеспечивает адаптацию человека в окружающей среде. Л.С. Волкова отмечала, что нарушения речевой деятельности могут иметь негативные последствия, выходящие за рамки психологического или социального дискомфорта [7]. Проблема нарушений чтения у младших школьников – одна из самых актуальных; расстройства в данной области оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей, на формирование личности и характер всего психического развития ребенка [6]. Объект исследования – навыки чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Предмет исследования – овладение навыками чтения младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Цель исследования – исследование навыков чтения у младших школьникав с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме развития навыков чтения у младших школьников с ОНР;
2. Подобрать методики для исследования навыков у младших школьников с ОНР;
3. Провести исследование навыков чтения младших школьников с ОНР;
4. Проанализировать результаты проведенного исследования, сделать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………….…………………..…3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор литературы по проблеме овладения
навыком чтения младших школьников с общим недоразвитием речи….….6
1.1. Закономерности освоения навыка чтения у нормотипичных детей…6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
с общим недоразвитием речи………………………………...…………….12
1. 3. Развитие навыков чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………………………….…….…….15
Выводы по главе 1……………………………….………..………..............18
Глава 2. Изучение навыков чтения и логопедическая работа по
преодолению трудностей овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи …………..………..…………..19
2.1 Организация и методы исследования……………………..…………19
2.2. Результаты исследования навыков чтения у младших
школьников с общим недоразвитием речи………………………………23
2.3. Методические рекомендации по преодолению трудностей овладения навыком чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи………………………………………………………………..…….….29
Выводы по главе 2 …………………………………………………….......35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………39
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамович, О. Д. Домашний логопед: полный справочник [Текст] / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. – М. : Эксмо, 2007. – 496 с.
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 1997. – 400 с.
3. Александрова, Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т. В. Александрова. – СПб. : Детство-пресс, 2005. – 48 с.
4. Алтухова, Н. Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н. Г. Алтухова. – СПб. : Лань, 1999. – 112 с.
5. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Е. Ф. Архипова. – М. : Астрель, 2007. – 224 с.
6. Белова-Давид, Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. БеловаДавид. – М. : Просвящение, 1969. – 25 с.
7. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1977. – 176 с.
8. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] : научное издание / И. Т. Власенко // НИИ дефектологии АПН СССР // НИИ дефектологии АПН СССР. – М. : Педагогика, 1990. – 183 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 1998. – 680 с.
10. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Особенности общения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] // Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина. – М. : Воронеж, 2001. – 256 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 472 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников : Дети с общим недоразвитием речи [Текст] : пособие для логопедов. / Л.Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1981. – 112 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц. полит. журн., 1994. – 96 с.
15. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – 2-е изд., перераб., – М. : Просвящение, 1990. – 239 с.
16. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Каше. – М. : Просвещение, 1985. – 207 с.
17. Ковшиков, В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности [Текст] / В. А. Ковшиков, В. П. Глухов. – М. : АСТ : Астрель, 2007. – 318 с.
18. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Совет. Россия, 1979. – 192 с.
19. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 1996. – 16 с.
20. Лалаева, Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза [Текст] / Р. И. Лалаева. – М. : Владос, 2004. – 129 с.
21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Акад.пед.наук СССР / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1968. – 367с.
22. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Печатается по решению учёного совета института дефектологии АПН РСФСР / Р. Е. Левина // АПН РСФСР. – М. – 1958.
23. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Владос, 2008. – 703 с.
24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб. : Союз, 2001. – 191 с.
25. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : МГУ, 1973 – 193 с.
26. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1965. – 66 с.
27. Нищева, Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
28. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена / В. К. Орфинская. – СПб. : [б. и.], 1946. – 45 с.
29. Полушкина, Н. Н. Диагностический справочник логопеда [Текст] / Н. Н. Полушкина. – М. : АСТ, 2010. – 608 с.
30. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов – 2-е изд., перераб. и доп. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 1973. – 272 с.
31. Салахова, А. Д. Развитие звуковой стороны речи ребенка [Текст] /А. Д. Салахова, В. И. Бельтюков. – М. : Педагогика, 1973. – 120 с.
32. Соботович, Е. Ф. Проявления косноязычия у детей дошкольного возраста и пути его устранения [Текст] : автореф. дис. на соискание уч. степ. кандидата педагогических наук / Е. Ф. Соботович. – СПб. : [б. и.], 1970. – 26 с. 33. Трубникова, Н. М. Практическая логопедия [Текст] : учеб. - метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2002.-97 с.
34. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учеб. - метод. пособие / Н. М. Трубникова. – Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 50 с.
35. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошк. учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвящение, 1993. – 232 с.
36. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Просвещение, 1989. – 224 с.
37. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] : пособ. для студ. деф. фак-тов., практических работников спец. учреждений, воспитателей дет. садов, родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Альфа, 1993. – 103 с.
38. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] : практикум по логопедии: учеб.-метод. пособие / М. Ф. Фомичева. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
39. Хватцев, М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками [Текст] : уч. для пед. институтов / М. Е. Хватцев. – М. : Аквариум , 1996. – 384 с.
40. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / С. Н. Цейтлин. – М. : Владос, 2000. – 240 с.
41. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб.пособие для студентов дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. – М. : Академия, 2003. – 240с.
42. Ахутина Т.В. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина. – М.: Сфера, 2001. – 156 с.
43. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М., 2001. – 54с.
Общее недоразвитие речи определяется как несформированность всех компонентов речи, выражающаяся в грубом или остаточном недоразвитии лексико-грамматических, фонетико-фонематических процессов. Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – длительный процесс. Мы посмотрели что, Р.И.Лалаева в книге «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников» (1998) определяет дислексию как «частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленных несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением». Основными формами выделяет оптическую, мнестическую, фонематическую, семантическую и аграмматическую дислексию. Таким образом, Мнение многих ученых сводится к определению дислексии как состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Центральным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного.