Формирование у школьников интереса к урокам физической культуры
Введение
Реструктуризация нашего общества предъявила новые требования к всестороннему совершенствованию личности студента, к способам и методам решения социальных и педагогических проблем. Новые взгляды и теоретические и практические рекомендации по проблемам физического воспитания школьников, ведь в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, основы здоровья и здорового образа жизни россиян.
Большое количество студентов имеет не только плохую физическую форму, но и нарушения здоровья. И основная причина этого – отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой.
Проблема заинтересованности школьников физическими упражнениями стала очевидной давно. К сожалению, она решается не только на практике, но и недостаточно освещена в методической литературе. Основная опасность удачного решения заключается в том, что многие специалисты (исследователи, врачи общей практики) придерживаются мнения, что заниматься физической культурой можно только в каких-то особых условиях, которые сильно отличаются от тех, которые у абсолютного большинства школ сегодня. Многие видят решение этой проблемы только в увеличении количества занятий физкультурой.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ, ФОРМ И МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ШКОЛЬНИКОВ………………………………7
1.1 Определение, виды и характеристика интереса ……………..…………...7
1.2 Формирование интереса к урокам физической культуры у школьников с мотивационной точки зрения……….. ………………….………...10
1.3 Развитие интереса к урокам физической культуры в условиях работы общеобразовательных школ ………………………………………………………………... ………………….14
2 ПОСТАНОВКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 20
2.1 Структура опытно-экспериментальной работы…20
2.2 Разработка и реализация методических и практических рекомендаций по формированию у школьников интереса к урокам физической культуры ….22
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Список использованных источников
1. Андронов О.П. Физическая культура, как средство влияния на формирование личности [Текст] – М.: Мир, 2012. С. 108.
2. Баль, Л.В. Педагогу о здоровом образе жизни детей [Текст]: книга для учителя / Л.В. Баль, С.В. Барканов, С.А. Горбатенко; под ред. Л.В. Баль. – М.: Просвещение, 2005. – 192с.
3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт [Текст], 2008. С. – 208.
4. Былеева Л.В., Короткое И.М. Подвижные игры. // Книга для институтов физической культуры. [Текст] – М: Просвещение, 2005. – с. 284
5. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. [Текст] – М.: Высшая школа,2009. – С. 133-139.
6. Гужаловский А.А. Физическое воспитание в школе: Методическое пособие. [Текст] – Минск: Полымя, 1988. – 162 с.
7. Давыдов В.Ю. Методика оценки физической подготовленности и физического развития детей. [Текст] – Волгоград, 1992. -140 с.
8. Даринский А.В. Народные университеты в системе культурно-спортивных комплексов. [Текст] – Л.: Знание, 1989. – 150 с.
9. Дуркин П.К. Научно-методические основы формирования у школьников интереса к физической культуре [Текст]: Автореф. Дисс. д-ра пед. Наук. – Архангельск, 2010. – 243 с.
10. Дуркин П.К. Формирование у школьников интереса к физической культуре: [Текст]: учеб.пособие. – Архангельск: Изд-во, Арханг. гос. техн. ун-та, 2006. – 375 с.
11. Дуркин П. К. Формирование у школьников устойчивого интереса к занятиям спортом [Текст] // Теория и практика физической культуры. 2015. № 11. С. – 49
12. Елканов СБ. Профессиональное самовоспитание учителя. [Текст] – М: Просвещение, 2013. – с.123
13. Зобков В.А. Формирование активно-положительного отношения младших школьников к физической культуре: Научно-методические рекомендации для учителей. [Текст] – Набережные Челны, 2001. – 116 с.
14. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. учебн. Заведений. – М.: Издательский центр "Просвещение", 2014. – с. 287.
15. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по ФК: Учебное пособие. [Текст] – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 148 с.
16. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: [Текст] учебное пособие [Текст] – М.: Издательский центр «Просвещение», 2006. С. 200.
17. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста: В 2 т. – Т. 1. [Текст] – М., 1952; Т. 2 – М., 1952.
18. Литвинов Е.Н. Готовимся к школе. [Текст] – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 152 с.
19. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. [Текст] – М.: ГЦИФК, 1992. – 116 с.
20. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основные теории и методики развития. [Текст] – М.: Терра спорт, 2000. – 192 с. – 184 с.
21. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. Оценка успеваемости по физической культуре // Физическая культура в школе, [Текст] //1991. – № 11. – С. 3-8.
22. Маркова А.К. Предмет, стратегия и методы исследования мотивации и интереса к учению. [Текст] //Формирование интереса к учению у школьников / под. ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 2009. – с. 264
23. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. [Текст] – М.: Просвещение, 1990. – 168 с.
24. Матвеев Л.П. Методика физического воспитания с основами теории. [Текст] – М.: Просвещение, 1991. – 242 с.
25. Матвеев А.П., Копылов Ю.А. Связь структурных элементов системы физического воспитания с личностными качествами // Физическая культура [Текст] // 2001. – № 2. – С. 16.
26. Мейксон Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре [Текст] – М.: Просвещение, 1986. – 158 с.
27. Меньшикова Н.К. Гимнастика с методикой преподавания. [Текст] – М.: Просвещение, 2004. – 240 с.
28. Орлов А.Б. Методы изучения, активизации развития мотивации учения в современной зарубежной психологии. // Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. [Текст] – М: Просвещение, 2011. – с.194.
29. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]: учебное пособие для студентов пед. колледжей / И.П. Подласый. –М.: ВЛАДОС, 2000. –400с.
30. Приходько В.В. Непрофессиональное физкультурное образование [Текст]: Учебное пособие. – М., 1991. – 188 с.
31. Родиченко В.С. Олимпийская идея для России [Текст]: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 1998. – 112 с.
32. Симон Н.А., Гречко А.С. Формирование мотивации на уроках физической культуры [Текст] // Физкультурное образование Сибири. – Омск, 2008. – С. 11– 14.
33. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи [Текст]: Методическая разработка. – М., 1989. – 158 с.
34. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 142 с.
35. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических училищ и колледжей, воспитателей детских садов / Под ред. Урунтаевой Г.А. [Текст] – М.: Просвещение, 2005. – 291 с.
36. Филин В.П. Организационно-методические основы спортивных занятий с детьми школьного возраста: Методическая разработка для преподавателей и студентов институтов физической культуры. [Текст] – М.: ГЦОЛИФК, 1980. – 94 с.
37. Фомин В.П., Семенов В.Г. Педагогические методы исследования в спорте: Учебное пособие. [Текст] – М., 1993. – 158 с.
38. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991.
39. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1980. – 226 с.
40. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 480 с.
41. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. [Текст] – М.: Просвещение, 2006. – 64 с.
Социально значимые мотивы (здоровье, готовность к жизни, очень продуктивная работа и защита Родины) – это мотивы, по которым учитель физкультуры должен вести своих учеников к окончанию школы. Для успешного формирования этих мотивов и интереса к физической культуре необходимо: выбирать средства и методы с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и особенностей их мотивации; объяснять социальную значимость выполнения определенных видов физических упражнений, реальную возможность ими заниматься после окончания школы и на протяжении всей жизни, а также их благотворное физиологическое и психологическое влияние на тело и личность человека (юноши, девушки, будущий защитник) метрополия, рабочий, гражданин, будущая мама и т. д.). Хотя мотивация школьников динамична, во все времена главная роль обычно принадлежит какому-либо мотиву (импульсу). Таким образом, преподаватель может и должен подобрать индивидуализированные (групповые) методы обучения, виды упражнений, а также методы работы с учетом мотивационных характеристик учащихся. Комплексное воздействие на мотивационную сферу учащегося успешно осуществляется рационально организованной физкультурно-спортивной работой в школе и, прежде всего, ее рациональным учетом.