Формирование основ экологической культуры младших школьников в курсе окружающего мира посредством экскурсий

Скачать курсовую работу, в которой исследуется формирование основ экологической культуры младших школьников в курсе окружающего мира посредством экскурсий
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.10.2023
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В современном мире вопросы экологии имеют первостепенное значение, экологические проблемы носят глобальный характер и касаются каждого жителя нашей планеты. «Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Они имеют право на здоровую плодотворную жизнь в гармонии с природой» говорится в одном из основных международных документов по вопросам экологии Декларации по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро 14 июня 1992 г. [35] Деятельность по формированию экологической культуры населения РФ и основные задачи государственной политики в области экологического развития отмечаются в 13 Главе (статья 71 и статья 74) Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция) [34] и в 3 Главе документа «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.) [36] Основные принципы государственной политике

СОДЕРЖАНИЕ 

Основные понятия 

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира посредством экскурсий

1.1. Сущность и содержание понятия «экологическая культура»

1.2. Особенности формирования основ экологической культуры у детей младшего школьного возраста

1.3. Экскурсия как условие формирования основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира

1.4. Анализ основных образовательных программ по формированию основ экологической культуры младших школьников

1.5. Методы и приемы, способствующие формированию основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира посредством экскурсий

Выводы по первой Главе

Глава 2. Экспериментальное исследование формирования основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира посредством экскурсий

1.1. Организация эксперимента и методов исследования формирования основ экологической культуры в МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»

1.2. Результаты диагностирующего исследования формирования основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира посредством экскурсий

1.3. Реализация экспериментальной методики по формированию основ экологической культуры младших школьников в курсе Окружающего мира посредством экскурсий

1.4. Обобщение результатов исследования 

Выводы по второй Главе  

Заключение

Список литературы

Список литературы

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / сост. П. А. Лебедев. – М.: Педагогика, 1990. – 608с.: ил.

2. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля. –– М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с. 

3. Большой энциклопедический словарь- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 2001. -1456с.: ил.

4. Бердяев, Н.А. – Смысл истории/ Н.А. Бердяев. - М., 1990 –137с.

5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1–4 классы / Н.Ф. Виноградова. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 192 с.

6. Горохов В.Л., Кузнецов Л.М., Шмыков А.Ю. Экология: Учебное пособие. СПб.: «Издательский дом Герда», 2005- 668с.

7. Гиздатуллина, А.А. Экологическое воспитание школьников/ А.А. Гиздатуллина // Сборник материалов городского семинара «Современные подходы, принципы и формы организации экологического воспитания учащихся» Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования г. Набережные Челны 

8. Драч Г. В., Штомпель О. М., Штомпель Л.А., Королев В.К. Культурология: Учебник для вузов.  - СПб., Питер, 2013. - 384 с.: ил. 

9. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология- Ростов н/ Д: изд. «Феникс», 2001- 576с.

10. Кравченко А.И.  Культурология: Словарь. - 2-е.- М.: Академический проект, 2001. -672с.

11. Кривошеева М. А., Кислицкая М.В. Экологические экскурсии в школе – М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов-на-Дону: Издательский центр "МарТ", 2005. - 256 с.

12. Лихачев Д.С. Заветное / Д.С. Лихачев. – М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность»: 2006. - 271 с.: ил.

13. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 647 с. 

14. Ногтева, Е.Ю., Радченко, Н.М. Экологическая культура и образование: инновационный опыт Вологодской области / Под ред. Е. Ю. Ногтевой, Н. М. Радченко. – Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. – 180 с.

15. Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учеб. Пособие. - М: КНОРУС, 2006 – 200с.

16. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2014. — 205 с.

17. Сорока, Н. Н. Основы экологической культуры и экологического права: учебное пособие / Н. Н. Сорока. – Омск : Изд-во ОмГПУ, 2016. – 168 с.

18. Сухомлинский В А.  О воспитании / В. А. Сухомлинский; Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

19. Федотова, О.Н.  Окружающий мир. Примерная рабочая по учебному предмету.1–4 классы /О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. — М.:Академкнига/ Учебник, 2016. — 159 с.

20. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1986. – 386с. 

21. Чернова, Н.М., Былова А.М. Общая экология/ Н.М. Чернова. – Дрофа/ Учебник, 2004. - 416 с.

Статьи

22. Асташина Д.А., Фадеева Е. А. Экологические экскурсии как способ формирования экологической культуры младших школьников // в сборнике: перспективы развития науки в современном мире. сборник статей по материалам vii международной научно-практической конференции.  - 2018. - С. 275-279. Режим доступа: elibrary_35429991_79606301.pdf (дата обращения: 29.05.2021).

23. Бордовская, З.В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З.В. Бордовская // Сибирский педагогический журнал – 2013. - № 5- С. 130-133. Режим доступа: file:///C:/Users/ralil/Downloads/ekologicheskoe-vospitanie-lichnosti-kak-tsennostnaya-komponenta-sovremennogo-obrazovaniya.pdf  (дата обращения: 12.04.2022).

24. Бирюкова, Е.А. О значении понятия «культура»/ Е.А. Бирюкова// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук- 2016. Режим доступа: file:///C:/Users/ralil/Downloads/o-znachenii-ponyatiya-kultura%20(1).pdf (дата обращения: 14.04.2022).

25. Везетиу, Е.В. Теоретические аспекты формирования экологической культуры младших школьников / Е.В. Везетиу // Universum: психология и образование. - 2018. - № 4 (46). - С. 11-13. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32737967  (дата обращения: 27.05.2021).

26. Леонтьева, И.А., Ребрина, Ф.Г. Экологическая культура и ее место в системе экологического образования и воспитания/ И.А. Леонтьева, Ф.Г. Ребина // Формирование экологической культуры учащихся и студентов: Сборник материалов Всероссийской научно- методической конференции 22 октября 2010 года. / Составитель С.M. Фарюшина. – Набережные Челны RIC NGPI, 2010. – стр. 75-77.

27. Мельникова, А.А. Формирование экологической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира / А.А. Мельникова, Н.Ю. Москвитина. — Текст: электронный // NovaInfo, 2020. — № 115. — С. 61-62. — URL: https://novainfo.ru/article/17781  (дата обращения: 10.04.2022).

28. Моисеева Л.В. Экологическая педагогика - теоретическая основа Уральской научной школы экологического образования / Л.В. Моисеева // Педагогическое образование в России. - 2015. - № (76). - С. 76-81. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-pedagogika-teoreticheskaya-osnova-uralskoy-nauchnoy-shkoly-ekologicheskogo-obrazovaniya   (дата  обращения: 10.04.2022).

29. Моргачева, Н.В., Болгова, А.А. Игра как средство формирования экологической культуры у младших школьников / Н.В. Моргачева, А.А. Болгова// Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. – 2014- С. 191-193./ Режим доступа: file:///C:/Users/ralil/Downloads/igra-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov.pdf  

30. Пизов А.В., Новикова О.С. Экскурсии и их роль в формировании экологической грамотности младших школьников при изучении курса «Окружающий мир» // сборник дошкольное и начальное образование: вариативность подходов. материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. ФГБОУ «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского». - Ярославль: 2016. - С. 297-302. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27373347_65902230.pdf  (дата обращения: 27.05.2021).

31. Подовинникова, Э.А., Гуцу, Е.Г. Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / Э.А. Подовникова, Е.Г. Гуцу. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования . - 2021. - № 7(57). - С. 131-138. Режим https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekologicheskoy-kultury-u-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti  (дата обращения: 12.04.2022).

32. Сергеева, Б.В., Станина, А.С. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / В.Б. Сергеева, А.С. Станина // Международный электронный научный журнал: Перспективы Науки и Образования/. - 2018. - № 1(31). - С. 89-97. Режим file:///C:/Users/ralil/Downloads/formirovanie-osnov-ekologicheskih-znaniy-mladshih-shkolnikov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti.pdf    (дата обращения: 13.04.2022).

33. Токарев, А. А. Развитие идей экологического образования у детей младшего школьного возраста / А. А. Токарев, Г. А. Федорова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 3 (10). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/71/2699/  (дата обращения: 17.04.2022).

Нормативные акты

34. Закон Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № N 7-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 30.05.2021).

35. Декларация по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г.  Рио-де-Жанейро // Официальный интернет-портал правовой информации Система Гарант Режим доступа: https://base.garant.ru/2541177/(дата обращения: 30.05.2021).

36. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года  утв. Президентом РФ от 30 апреля 2012 г. // Официальный интернет-портал правовой информации Система Гарант Режим доступа: http://base.garant.ru/70169264/ (дата обращения: 30.05.2021).

37. Закон Тюменской области "Об охране окружающей среды в Тюменской области" от 28.12.2004 № 302 // Официальный интернет-портал правовой информации Система Гарант Режим доступа: https://base.garant.ru/18714576/(дата обращения: 31.05.2021).

38. Распоряжение Администрации города Тюмени об утверждении муниципальной программы "Развитие благоустройства и охраны окружающей среды в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" от 5 ноября 2014 года № 827-рк // Официальный интернет-портал правовой информации Консорциум «Кодекс» Режим доступа:  https://docs.cntd.ru/document/441523302 (дата обращения: 31.05.2021).

39. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации КонсультантПлюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb41fc4c37f846/ (дата обращения: 31.05.2021).

40. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Нижнетавдинская СОШ»  Режим доступа: http://scola-ntavda.ru/upload/information_system_58/1/6/2/item_16250/information_items_property_34767.pdf (дата обращения: 01.06.2021).

Интернет документы, электронные ресурсы

41. Duong Thi Huong, Ngo Thi Tan Huong Ecological Culture and Educational Issue of Ecological Culture – Motivation for the Human Development // American Journal of Educational Research. - 2018. - №6. - С. 6-17. Режим доступа:Ecological Culture and Educational Issue of Ecological Culture – Motivation for the Human Development (sciepub.com) (дата обращения: 02.06.2021).

42. ФГОС НОО https://fgos.ru/ file:///C:/Users/ralil/Downloads/fgos_ru_nach.pdf 

Изучение экологических связей в природе является необходимым условием для воспитания у детей ответственного отношения к ней. Без понимания трудно предвидеть последствия вмешательства человека в природные процессы. Поэтому на уроках целесообразно применять динамические схемы или модели этих связей.  Игровая деятельность широко применяется как на уроках, так и во внеклассной работе. «Экологические игры рассматриваются как форма экологического образования, основанная на развертывании игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной включенности». Игры, используемые для решения задач экологического образования, очень разнообразны, например, дидактические, творческие, ролевые, деловые, игры-соревнования, имитационные. Дидактические игры — это игры с правилами. Их главное свойство, по мнению психологов, в том, что познавательные задачи выступают перед ребенком не прямо, а в завуалированной форме. Играя, ребенок и не думает учиться, но в результате игры узнает что-то новое. Такое учение происходит ненавязчиво, непреднамеренно. Эти игры помогают формировать такие компоненты учебной деятельности, как принятие учебной задачи, самоконтроль, самооценка. К дидактическим играм экологического содержания относят игры с карточками типа лото, природным материалом «Чудесный мешочек», игры-викторины типа «Цветочный хоровод» или «Кто где живет?».