Особенности управления малым бизнесом (на примере АО «Ашсу-нч»)
ВВЕДЕНИЕ
Для нынешнего этапа экономического развития России внедрение разнообразных видов управления на базе всех существующих форм собственности необходимо для увеличения экономической эффективности и роста уровня жизни населения страны. Наибольший эффект в экономике дают формы хозяйствования, основанные на личных началах, особенно, средний и малый бизнес. Усовершенствование формы менеджмента малыми предприятиями и организационно-экономического механизма увеличения эфективности их деятельности является довольно важной и особо актуальной проблемой. Малое предприиимательство, или малый бизнес — важный компонент рыночной экономики. Опираясь на опыт промышленно развитых стран можно увидеть, что до 60% валового внутреннего продукта обеспечивается малым бизнесом, так как на его предприятиях трудоустроено более 50% общего числа работоспособного населения. Очевидным фактом является острая необходимость всестороннего развития малого бизнеса в Росси, ведь оно отстает от малого бизнеса ряда стран Европы, США и Японии по многим паранетрам. Несмотря на то, что менеджмент в бизнесе имеет достаточно важное значение, именно в малом предприятии управление имеет свои особенности, которые во многом связны с масштабом деятельности и вытикающей из этого недостаточной организационной структуры, а так же отсутствия чёткого разделения труда. Методики управления малым бизнесом, особенно в нашей стране, существенно отличаются от управления крупными предприятиями. По статистнке, срок существования малого предприятия в России составляет менее пары лет, а до возраста десяти летнего продерживается только одно предприятие из десяти. Не удивительно, что ситуация именно такая, ведь этот результат связан с тем, что владельцы компаний не принимают во внимание особенности менеджмента малым бизнесом.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ......................................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ ...............8
1.1 Понятие малого бизнеса в РФ ..................................................................................8
1.2 Правовое обеспечение управления малым бизнесом ..........................................14
1.3 Функции управления малым бизнесом .................................................................20
2. ОСОБЕНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ НА ПРИМЕРЕ АО «Ашсу-НЧ» ....................................................................................................................24
2.1 Организационная и экономическая характеристика деятельности предприятия АО «Ашсу-НЧ»...........................................................................................................24
2.2 Анализ особенностей управления АО «Ашсу-НЧ» ............................................34
2.2.1 Анализ функции управления персоналом АО «Ашсу-НЧ» ...................34
2.2.2. Анализ удовлетворенности клиентов в АО «Ашсу-НЧ» ......................42
2.2.3 Анализ управления информацией АО «Ашсу-НЧ» ………..…………..46
2.2.4 Анализ конкурентноспособности и SWOT-анализ АО «Ашсу-НЧ» …50
2.3 Рекомендации по совершенствованию управления АО«Ашсу-НЧ» ................54
2.3.1 Матрица задач SWOT-анализа и дерево задач ………..……….……….54
2.3.2 Предложения преобразований в управлении персоналом ……..……...58
2.3.3 Предложения преобразований в маркетинговой стратегии …………...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Законодательные акты
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 07.07.2021).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в редакции последующих законов)
3. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». (ред. от 30.12.2021).
4. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января. (в ред. от 13.07.2020.)
2) Учебники
5. Богомолова Е. В. Менеджмент : учебное пособие для СПО / Е. В. Богомолова, И. А. Черникова. - 2-е изд. - Липецк, Саратов : Липецкий государственный технический университет, Профобразование, 2020. - 97 c. - ISBN 978-5-88247-963-2, 978-5-4488-0762-6. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/92831.html.
6. Быков В. А. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / В.А. Быков, Е.И. Комаров. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2021. - 242 с.
7. Вдовина О. А. Стратегия кадрового менеджмента : учеб. пособие / О. А. Вдовина, С. Д. Резник, О. А. Сазыкина ; под общ. ред. проф. С. Д. Резника. - М. : ИНФРА-М, 2021. - 167 с.
8. Воронин А. Ю. Основы менеджмента : учебное пособие / А. Ю. Воронин, О. В. Сересева, Л. И. Чурина. - Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2021. - 119 c. - ISBN 978-5-7782-3486-4. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/91292.html
9. 17. Генералова С. В. Менеджмент. Методы и модели разработки и принятия управленческих решений : учебное пособие для СПО / С. В. Генералова. - Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 71 c. - ISBN 978-5-4488-0885-2, 978-5-4497-0709-3. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/97410.html.
10. Государство и малый бизнес в России: проблемы гармонизации законодательства и практики его применения : монография / С. А. Иванова, О. Ю. Горбачева, Л. Ю. Грудцына [и др. ] ; под редакцией С. А. Ивановой. - Москва : Прометей, 2020. - 152 c. - ISBN 978-5-907100-77-0. - Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. - URL: http://www.iprbookshop.ru/94419.html.
11. А. В. Казакова, И. А. Меркулина, М. А. Пономарева [и др. ]; под редакцией А. В. Шарковой, Д. В. Швандар. Основы функционирования малого бизнеса: учебник и практикум для бакалавров /— Москва: Дашков и К, 2019. — 196 c. — ISBN 978-5-394-02870-0. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/85411.html (дата обращения: 11.05.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей С. 15–19
12. А. Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер, Е. А. Горбашко и др. Экономика предприятия: Учебник / – М. : ИНФРА-М, 2012. – 432 с. С. 25–30
13. Ансофф И. Стратегическое управление: Учеб. / И. Ансофф – М.: Экономика, 2021. – 320с. С. 125–131
14. Бакирова, Г. Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г. Х. Бакирова. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. — 591 c. — ISBN 978-5-238-01437-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81838.html (дата обращения: 14.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей С. 214–220
15. Богданов В. , Управление проектами. Корпоративная система — шаг за шагом. – М : Манн, Иванов и Фербер, 2016. -248 с. С. 52–57
16. Виханский О. С , Наумов А. И. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов – М. : Гардарики, 2019. – 528с. С. 326–332
17. Данилина, Я. В. Экономика для менеджеров: учебное пособие / Я. В. Данилина. — Москва : Евразийский открытый институт, 2021. — 66 c. — ISBN 978-5-374-00347-5. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/11127.html (дата обращения: 14.02.2020). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей С. 43–47
18. Зелинская М. В. Управленческий учет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров, обучающихся по направлениям подготовки «Менеджмент», «Экономика» / М. В. Зелинская. — Электрон. текстовые данные. — Краснодар, Саратов: Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр 14.Медиа, 2019. — 118 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66780.html С. 84–90
19. И. И. Мазур [и др]; под общ. Ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. Управление проектами / — 5-е изд. , перераб. – М. : Издательство «Омега-Л», 2020. — 960с. С. 365–369
20. Клиффорд Ф. Грей, Эрик У. Ларсон. Управление проектами: Практическое руководство/Пер. с англ. М. : Изд-во «Дело», 2021. 528 с. С. 321–328
21. Котлер Ф. , Бергер Р. , Бикхофф Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. — М : Альпина Паблишер, 2020. — 144 с.
22. Мамедова, Н. А. Малый бизнес в рыночной среде: учебное пособие / Н. А. Мамедова, Е. А. Девяткин. — Москва: Евразийский открытый институт, 2020. — 152 c.
23. П. Э. Шлендер, В. В. Лукашевич, В. Д. Мостова [и др. ]; под редакцией П. Э. Шлендер. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» /— Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. — 319 c.
24. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 454 с.
25. Родионова Н. В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль 1 [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Менеджмент» / Н.В. Родионова. — Электрон. текстовые данные. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 415 c.
26. Смагина, И. А. Малый бизнес: большой справочник / И. А. Смагина, Т. Ю. Сергеева. — Москва: Юркнига, 2020. — 320 c.
27. Соловьев В. С. Стратегический менеджмент / В. С. Соловьев. – Ростов-на-Дону. Феникс, 2019. – 448 с. С. 123–128
28. Шадченко Н. Ю. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» / Н. Ю. Шадченко. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 48 c. — 978-5-4486-0001-2. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62888.html 5. www.edication.eksmo.ru 6. www.HRM.ru С. 21–28
29. Шепеленко Г. И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. - Ростов н/Д: МарТ, 2019. - 544 с.
30. Шишин С. В. Малое предпринимательство: сущность, место и роль в национальной экономике. – М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2019 –351 с.
31. Я. Я. Кайль, Е. В. Зудина, Р. М. Ламзин [и др]; под редакцией Я. Я. Кайля. — Волгоград Государственное регулирование малого бизнеса: учебно-методическое пособие: Издательство «Волгоградского государственного университета», 2016. — 254 c.
32. Морозко Н.И. , Диденко В. Ю. Финансовый менеджмент в малом бизнесе: учебник. М. : Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2021. 347 с.
33. Основы функционирования малого бизнеса : учебник и практикум для бакалавров / А. В. Казакова, И. А. Меркулина, М. А. Пономарева [и др. ] ; под редакцией А. В. Шарковой, Д. В. Швандар. - Москва : Дашков и К, 2020. - 196 c.
34. Основы менеджмента : курс лекций / Ю. Н. Кулаков, А. В. Федосьина, Д. В. Князев, С. В. Горев. - 2-е изд. - Москва : Издательство МИСИ-МГСУ, 2020. - 120 c.
35. Основы финансового менеджмента : учебное пособие / Н. А. Ершова, О. В. Миронова, Н. А. Колесникова, Т. В. Чернышева. - Москва : Российский государственный университет правосудия, 2020. - 142 c.
36. Панцуркина Т. К. Основы менеджмента : учебное пособие для СПО / Т. К. Панцуркина. - Саратов, Москва : Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2020. - 133 c.
37. Эриашвили Н. Д. Основы менеджмента : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Н. Д. Эриашвили ; под редакцией В. В. Лукашевич, И. В. Бородушка. - 2-е изд. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 271 c.
38. Яковлева Е. М. Системы автоматического управления : учебное пособие для СПО / Е. М. Яковлева. - Саратов : Профобразование, 2021. - 199c.
3) Интернет источники
39. https://biznesanalitika.ru/article/umensheine-subjektov-malogo-biznesa-za-2021
4) Текущий архив предприятия
40. Анкета собеседования для принятия на работу
41. Должностные инструкции специалистов АО «Ашсу-НЧ»
42. Организационная структура АО «Ашсу-НЧ»
43. Отчет о финансовых результатах АО «Ашсу-НЧ» за 2021-2021 годы.
44. Положение об аттестации работников АО «Ашсу-НЧ».
45. Штатное расписание сотрудников АО «Ашсу-НЧ» за 2019-2021 годы.
Зарплата сотрудников начисляется по повременно-премиальной и сдельной системам оплаты труда. Использование прямой индивидуальной сдельной системы оплаты труда предполагает, что размер заработка рабочего определяется количеством выработанной им за определенный отрезок времени продукции. Вся выработка рабочего оплачивается по одной постоянной сдельной расценке. Ввиду этого заработок рабочего увеличивается прямо пропорционально его выработке. Для руководителей, специалистов и служащих используется система должностных окладов. Должностной оклад – абсолютный размер заработной платы, установленный в соответствии с занимаемой должностью. Кроме того работникам выплачиваются доплаты и надбавки: оплата за все время сверхурочной работы и в выходные дни производится в двойном размере. Немаловажным условием для устойчивой работы персонала является также поддержание оптимального социально-психологического климата в коллективе, включая и отношения руководителя с подчиненными. Руководитель не ставит себя выше других, не показывает свою значимость. За хорошую работу он хвалит работников, а за ошибки ни в коем случае не ругать прилюдно, а разбирает их, объясняет подчиненным, где именно они допустили ошибки и как этого можно избежать в будущем. Важным элементом управления малым предприятием являются отношения сотрудников между собой, а также отношения руководителя и сотрудников. Управление осуществляетя директивно-товарищеским стилем.