Методика применения моделирования на уроках «Окружающий мир» в первом классе
Введение
Центральной линией развития младшего школьника является формирование интеллектуальной деятельности. На начальном этапе необходимо развитие словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, внимания, интеллектуальных операций (анализ, сравнение, классификации и др.), а также организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Этому способствует построение моделей на уроках. В связи с этим возникает необходимость активно использовать на уроках окружающего мира такой метод обучения, как моделирование. Непосредственно метод моделирования в основной части отвечает формированию у учащихся знаний и логики, познавательных навыков. Так как сама модель может помочь в восприятии невидимых связей. Модели способствуют пониманию связей, служат опорой для запоминания и воспроизведения знаний о них. Процесс моделирования подразумевает не только совместную работу учитель-ученик, но и самостоятельную работу, их самостоятельное участие в изготовлении моделей. Моделирование как метод обучения применялся с первых шагов человека по передаче своего опыта подрастающему поколению. Однако лишь настоящему времени принадлежит его активное теоретическое осмысление, а, следовательно, и более осознанное применение в практике [10]. Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков, формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Этой проблеме уделяют внимание следующие авторы: Е.В. Чудинова, Е.Н. Букварева, А.А. Плешаков, З.А. Клепинина и другие.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы использования моделирования на уроках «Окружающий мир» в первом классе 6
1.1. Понятие «моделирование» и его особенности в начальной школе 6
1.2. Методика организации моделирования с младшими школьниками 13
Выводы по 1 главе 19
Глава 2. Практика реализации использования метода «моделирования» с младшими школьниками 21
2.1. Разработка заданий, c использованием метода моделирования на уроках «Окружающий мир» 21
2.2. Диагностическая методика, выявляющая эффективность использования метода моделирования 39
Выводы по 2 главе 47
Список используемой литературы 51
Список используемой литературы
1. Аквилева, Г. И. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учреж. средн. проф. образования пед. профиля / Г.И. Аквилева, З.А. Клепинина. – М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
2. Барышева, Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками / Ю.А. Барышева // Начальная школа. – 2009. – № 7. – С. 36-40.
3. Блохина, С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации / С.Н. Блохина. – Благовещенск, 2011. – 67 с.
4. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 1 / А. А. Плешаков. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.: ил. – (Школа России).
5. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А. А. Плешаков. –2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 95 с.: ил. – (Школа России).
6. Цюпка, В.П. Методика преподавания естествознания в начальных классах: учеб. пособие / В.П, Цюпка. – Белгорож: Изд-во БелГУ, 2006. – 172 с.
7. Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания вначальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
8. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. пед. вузов / З.А. Клепина, Г.Н. Аквилева. –М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с.
9. Карпенко, А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении / А.В.Карпенко // Начальная школа. – 2010. – №4. – С.23-27.
10. Козина, Е.Ф. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 496 с.
11. Петросова, Р.А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов, В.И. Сивоглазов. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 184с.
12. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 160с.
13. Сорока, О. А. Моделируя, познаем мир / О. А. Сорока // Молодой ученый. – 2017. – № 10 (144). – С. 448-451. [Электронный документ]. URL: https://moluch.ru/archive/144/40306. Дата обращения: 10.09.2021.
14. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: Метод. пособие: 1 кл. / А. А. Плешаков, В. П. Александрова, С. А. Борисова. – М.: Просвещение, 2006. – 101 с.
15. Скворцов, П.М. Наблюдения за сезонными изменениями в природе / П.М. Скворцов. – Тверь: Образование, 2013. – 57 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 26. 11. 2010 приказ № 1241;) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. приказ № 286) / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2021.
18. Бесплатная электронная библиотека онлайн "Единое окно к образовательным ресурсам" [Электронный ресурс]. URL.: https://window.edu.ru. Дата обращения: 12.11.2021.
19. Информационный центр «Библиотека имени К. Д. Ушинского» РАО [Электронный ресурс]. URL: http://www.gnpbu.ru. Дата обращения: 15.11.2021.
20. Российская государственная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rsl.ru. Дата обращение: 01.12.2021.
21. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru. Дата обращения: 20.02.2022.
22. Экологическое образование детей и изучение природы России. Экологический центр «Экосистема». [Электронный ресурс]. URL: http://www.ecosystema.ru. Дата обращение: 21.02.2022.
23. Библиофонд. Моделирование на уроках окружающего мира. [Электронный ресурс]. URL:https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=563234. Дата обращения: 01.12.2021.
Учащиеся под руководством учителя пользуются приемами моделирования в процессе получения новых знаний. Это означает, что моделирование может успешно применяться и как вид проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности учащихся. Мы можем сделать вывод, поскольку моделирование служит способом, а модель средством познания, то учитель, таким образом, проектирует учебную деятельность младших школьников, а учащиеся под руководством учителя пользуются и тем и другим в процессе организации на разных этапах. Это означает, что моделирование может успешно применяться и как вид проектирования учебной деятельности, и как способ алгоритмизации учебной деятельности учащихся. Таким образом, изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования: мы выяснили, что моделирование можно использовать практически на любом уроке окружающего мира. Всё зависит от творчества самого учителя. Использование приема моделирования способствует развитию логического мышления, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения естествознанию.