Национально–региональный компонент в обучении обществознании

Скачать курсовую работу, в которой исследуется национально–региональный компонент в обучении обществознании
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.10.2023
Объем файла
132 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Вопрос значимости и роли национально–регионального компонента в обучении обществознания в образовательной системе России на протяжении продолжительного времени является предметом дискуссии многих специалистов. Повышенный интерес к данному вопросу обусловлен тем, что национально–региональный компонент представляет собой один из важнейших элементов воспитания патриотизма. Под термином «национально–региональный компонент» принято понимать ту часть науки, которая занимается изучением любых исторических изменений, протекавших в территориальной организации культуры, хозяйства, населения, природных условий. Их анализ позволяет дать адекватную оценку тем определенным событиям, которые происходят на данный момент в РФ, рассмотреть исторические причины их возникновения и отличие от региональных. А также воспитывают компетенции, необходимые для социализации в данной регионе. Национально–региональный компонент даёт возможность посредством практикумов, факультативных занятий, системы уроков, ввести в систему образования элементы, которые касаются географических особенностей, культуры и традиций каждого конкретного региона. На данный момент этот аспект в школьной программе фактически отсутствует. По этой причине, для многих обучающихся подготовка проекта, связанного со спецификой и культурой региона, в котором они проживают, является большой проблемой и, следовательно, оно актуально.

 

Содержание
Введение..................….......................................................................................3
1.Основы регионального составляющего в обучении обществознании в российской школе…………………....….......................................................…6
1.1. Национально–региональный компонент в обучении обществознании в российской школе....................................................................................................6
1.2. Региональный компонент в изучении обществознании в школе в свете федерального государственного образовательного стандарта и ее осуществления.......................................................................................................10
2.Методическая работа по реализации регионального компонента в изучении-обществознания-всовременной-российской-школе…………………………………………………………………………….17
2.1. Рабочая программа курса по обществознании (с частью национально–регионального компонента по обществознании)...............................................17
2.2. Метод проектов в национально региональный компонент в обучении обществознании.....................................................................................................20
Заключение......................................................................................................28
Список источников и литературы...........................................…...............30
Приложения.....................................................................................................34

Список источников и литературы

Список источников:

1. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы  [электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnogo-interesa-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly (дата обращение 15.04.2022).

2. Рабочая программа учебного предмета «Обществознание»  среднего общего образования [электронный ресурс] URL:https://yasneg.komi.eduru.ru/media/2019/08/08/1263700214/Obshhestvoznanie_10-11_klass.pdf (дата обращение 19.03.2022).

3. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты URL:https://mir-nauki.com/PDF/19PDMN616.pdf (дата обращение 12.03.2022).

4. Система внедрения краеведческого компонента в учебно-воспитательный процесс [электронный ресурс] URL:https://urok.1sept.ru/articles/312821 (дата обращение 19.03.2022).

5. Теоретические основания и перспективы региональной истории [электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovaniya-i-perspektivy-regionalnoy-istorii (дата обращение 19.03.2022).

Список литературы:

6. Ашаханова, Е. А. Использование проектной деятельности в региональном курсе при изучении истории повседневности / Е. А. Ашаханова // Студенческий вестник. – 2020. – № 17-1 (115). – С. 46–49.

7. Бехтенова, Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности обучающихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дис. ... канд. пед. наук / Е. Ф. Бехтенова. – Новосибирск, 2006. – 179 с.

8. Бехтенова, Е. Ф. Технология проектной деятельности на уроках истории как основа формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения школьников / Е. Ф. Бехтенова // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 31–38.

9. Богомолова А.А. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся // История и обществознание в школе. - 2016. - №5. - С. 35-38. 

10. Бондаренко, А. Е. Реализация регионального компонента в средних общеобразовательных школах (на примере преподавания истории приморского края) / А. Е. Бондаренко, Д. В. Лихарев // The Scientific  Heritage. – 2020. – № 47-3 (47). – С. 5–8.

11. Будагян, Э. А. Теоретико-методологические аспекты включения регионального компонента в процессе изучения истории в школе / Э. А. Будагян // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. – 2020. – № 4. – С. 17–19.

12. Вяземский, Е. Е. Национально-региональный компонент общего исторического образования в Российской Федерации: дискуссионные подходы / Е. Е. Вяземский // Проблемы современного образования. – 2012. – № 4.– С. 21–40.

13. Вяземский, Е. Е. Проектная деятельность школьников на уроках истории : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. – Москва : Просвещение, 2017. – 160 с. 

14. Гудкова, Т. В. Педагогические основы организации проектной деятельности школьников на уроках истории / Т. В. Гудкова // Наука и школа. – 2014. – № 1. – С. 16–119.

15. Ибрагимова Л.А., Ганиева Э.А. Логика организации и проведения проектно-исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. - № 2. – 128-135 с. 

16. Касимов, Р. Н. Особенности и формы изучения региональной истории в школах Удмуртии / Р. Н. Касимов // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 67-5. – С. 151–156.

17. Кузнецов, В. М. Модели историко-краеведческого образования в школе (на материале Челябинской области) / В. М. Кузнецов // Преподавание истории в школе. – 2016. –  № 7. – С. 45–50.

18. Мишина, И. А. Методологические подходы к преподаванию курсов федеральной, региональной и локальной истории в условиях реализации концепции нового УМК по отечественной и всемирной истории / И. А. Мишина, М. Г. Цыренова // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 7. – С. 3–12.

19. Молчанова, Е. Г. Организация проектной деятельности при изучении истории Дальнего востока России / Е. Г. Молчанова // Проблемы высшего образования. – 2018. – № 1. – С. 96–98.

20. Мохарь, В. А. Региональный компонент в изучении истории в школах Амурской области / В. А. Мохарь //Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIX региональной научно-практической конференции. В 3-х томах. – Благовещенск, 2018. – С. 48–49. 

21. Наймушина, М. Н. Роль регионального историко-культурного стандарта в изучении истории и культуры народов Южного Урала в основной школе / Наймушина М. Н. //Марийское краеведение: опыт и перспективы развития. – 2020. – Т. 1, № 1. – С. 88–90. 

22. Святченко, И. В. Региональная история в системе школьного исторического образования России: нормативные аспекты / И. В. Святченко, Л. В. Алексеева /\ Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 6. – С. 2–6.

23. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов на Дону Феникс, 2007, 275с

24. Харитонова, Л. А. Преподавание регионального компонента при изучении истории и обществознания: учебное пособие / Л. А. Харитонова, Н. В. Страхова. – Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. – 38 с. — (Федеральные государственные образовательные стандарты).

25. Хлапушина, К. Б. Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся / К.Б. Хлапущина, Л. Н. Савина // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – № 2 (10). – С. 27.

26. Юровчик, С. А. Изучение региональной истории в условиях реализации концепции нового УМК по истории отечества / С. А. Юровчик //Педагогический поиск. – 2018. – № 5. – С. 2–4.

27. Якушева С.Д. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном процессе современной школы: монография / О.Г. Надеева, С.Г. Аверина, О.В. Юлаева; под ред. С.Д. Якушевой. – Новосибирск: Изд. АНС СибАК, 2017. – 164 с. 

Одна из главных специфик подобной деятельность в ходе обучения школьников региональному компоненту заключается в необходимости прибегать к способам, которые чаще используются в других, смежных науках. При этом важно придерживаться базовым принципам междисциплинарного подхода, что в свою очередь требует от учеников и преподавателей достаточного уровня аналитической и методической подготовки. Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что изучение национально–регионального компонента, помогает обучающимся более глубоко погрузиться в образовательный процесс, а также сформировать у молодых людей чувство патриотизма, любви к Родине и активной гражданской позиции. Использование на таких уроках различных развивающих практик помогает развить у учеников метапредметные навыки, проектное мышление, увеличивает их интерес к предмету. В исследуемом классе обучается 20 обучающихся (12 девочек и 8 мальчиков). Нами было проведено первичное диагностирование обучающихся по «Методике диагностики познавательного интереса обучающихся старших классов» Е.В. Ненаховой . (См. приложение №1)