Развитие личности как педагогическая проблема
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что в современном обществе значительно возросла роль личности. В этом одна из основных причин повышенного внимания ученых различных школ и направлений к проблемам личности. С каждым годом ребенок растет, и познает связь с окружающим миром. Пойдя в садик, ребенок начинает взаимодействовать с новыми знакомыми, расширять свой кругозор. В школе главной задачей развития ребенка является научиться взаимодействовать с одноклассниками и находить новых друзей. Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Личность развивается вместе с коллективом, который ее окружает. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. Отношение коллектива к отдельной личности зависит от того, как личность проявит свои индивидуальные способности. Исходя из этого, можно говорить об актуальности темы данной курсовой работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1. Личность: определение, направления 5
1.2. Роль школьного коллектива в развитии личности 10
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ШКОЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ 15
2.1. Влияние классного коллектива на личность учащихся. 15
2.2. Взаимодействие коллектива и личности 19
Выводы по главе 2 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос-Пресс, 2005
2. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников / Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М.: Академия, 2002.
3. Амонашвили, Ш. Психологические основы педагогики сотрудничества/ Ш. Амонашвили. –Киев: 21 ВЕК.
4. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – СПб.: Питер, 2009.
6. Борисова И. В. Взаимосвязь детско-родительских отношений / И. В. Борисова, М. Нутрикова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015
7. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016
8. Голованова, Н.Ф. Социализация школьников как явление педагогическое/Н.Ф. Голованова//Педагогика. – 2017.
9. Ежова Е.С. Гендерные особенности общения дошкольников // Образование и воспитание. - 2017. - № 1.
10. Козлов, И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко/ И.Ф. Козлов. - М.: Новая школа, 2019
11. Колесникова Г.И. Психодиагностика школьников: тексты, тесты, пояснения, Феникс, 2009
12. Немов, Р.С. Путь к коллективу/ Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2016.
13. Орлова, А.П. Народная педагогика как фактор развития теории нравственного воспитания: Учеб. пособие для студентов и аспирантов / А.П.Орлова. – ВГУ. – 2-е изд., дополн. – Витебск: Издательство ВГУ, 2005.
14. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2020
15. Чекулаенко, В.Л. Общая социальная педагогика. Основы теории: Учебное пособие / В.Л. Чекулаенко. - М.: Инфра-М, 2017
Интернет ресурсы:
1. Развитие личности как педагогическая проблема https://studopedia.ru/9_213321_tema--razvitie-lichnosti-kak-pedagogicheskaya-problema.html
2. Роль обучения в развитии личности https://infourok.ru/razvitie-vospitanie-i-socializaciya-lichnosti-5320967.html
3. Личность учащегося в процессе обучения https://infourok.ru/lichnost-uchashegosya-v-processe-obucheniya-5256746.html
4. Взаимодействие ученика с учениками https://studme.org/191544/pedagogika/vzaimodeystvie_uchenika_uchenikami
5. Роль в школьном коллективе. Как они распределяются? http://evrikak.ru/info/kakaya-sotsialnaya-rol-vashego-rebenka-lider-ili-massovka/
Дополнительную информацию о характере взаимоотношений в исследуемой группе можно получить высчитав социометрические индексы. Есть два индекса: П.С.И. – персональный социометрический индекс и Г.С.И. – групповой социометрический индекс. П.С.И. характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы, а Г.С.И. дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству.