Воспитание межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре
ВВЕДЕНИЕ
Проблема воспитания межкультурных взаимоотношений приобретает доминирующее значение среди многих проблем, имеющих место в современной государственной политике. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента от 19 декабря 2012 г. N 1666 отмечается, что «в настоящее время «сохраняют актуальность проблемы, связанные с проявлениями ксенофобии, межэтнической нетерпимости, этнического и религиозного экстремизма, терроризма»: учащаются проявления дискриминации по отношению к гражданам различной национальной принадлежности в правоприменительной практике; имеет место недостаточность образовательных и культурно-просветительских мер по формированию российской гражданской идентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, их опыта солидарности в укреплении государства и защиты общего Отечества (распространяются негативные стереотипы в отношении некоторых народов)» [48, с. 49].
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………....6
1.1. Проблема воспитания межкультурного взаимодействия у старших дошкольников в психолого-педагогической литературе ……...6
1.2. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста …….11
Выводы по первой главе ……………………………………18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР НА ВОСПИТАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………20
2.1 Выявление уровня сформированности межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста……………………..20
2.2 Разработка и апробация плана работы по воспитанию межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста ....26
2.3 Выявление эффективности плана работы по воспитанию межкультурного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста ….30
Выводы по второй главе ………….……………………………………...35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………...………………….41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдулатипов, Р. Г. Мой дагестанский народ: историко- философские очерки/ Р. Г. Абдулатипов. – Махачкала : Эпоха, 2021. – 125 с.
2. Акулова, А. А. Толерантность и культура межнационального общения: учебно методическое пособие / А. А. Акулова. – Краснодар : «Просвещение Юг», 2019. – 305 с.
3. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования / А. Г. Асмолов; Министерство образования и науки РФ; Федеральный институт развития образования. – М. : ФГАУ ФИРО, 2020. – 55 с.
4. Бабейко, Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии/ Ф. С. Бабейко. – М. : Академия, 2018. – 205 с.
5. Балицкая, И. В. Поликультурное образование: учеб.пособие для студ. / И. В. Балицкая. – Южно Сахалинск : Изд во СахГУ, 2020. – 60 с.
6. Берк, Л. Развитие ребенка / Л. Берк. – СПб. : Питер, 2020.– 1056 с.
7. Богомолова, М. И. Межнациональное воспитание детей: учебное пособие/ М. И. Богомолова. – М. : Флинта, 2020. – 176 с.
8. Бурмистрова, Т. Ю., Дмитриев О. А. Дружбой сплоченные: культура межнационального общения / Т. Ю. Бурмистрова, О. А. Дмитриев.– М. : Мысль, 2019. – 205 с.
9. Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М. : Академия, 2020. – 176 с.
10. Гаврилова, Т. В. Рекомендации по прогнозированию возникновения и развития межэтнических конфликтов/ Т. В. Гаврилова // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2021. – № 1. – С.7-14
11. Гасанов, З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / З. Т. Гасанов. – Спб. : Речь, 2019. – 305 с.
12. Даумова, Б. Б. Этнотолерантность как основа гражданского поведения личности / Б. Б. Даумова // Гуманизация образования. – 2021. – № 7. – С.58 - 62.
13. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование/ Г. Д. Дмитриев. – М. : Народное образование, 2019. – 208 с.
14. Егошина, Н. Г. Этнокультурологический подход в патриотическом воспитании / Н. Г. Егошина // Образование в современной школе. – 2020. – № 6. – С.60 - 63.
15. Загорская, Н. С. Культура межнационального общения: этико социологический анализ / Н. С. Загорская. – М. : Академия, 2020. – 405 с.
16. Захарова, Л. М. Проблема формирования у дошкольников позитивного отношения к людям разных национальностей в отечественной педагогике, вторая половина XIX начало ХХ вв. / Л. М. Захарова. – М.: Аспект Пресс, 2021. – 164 с.
17. Золотова, Б. Х. Культура межэтнического общения: региональный аспект / Б. Х. Золотова. – СПб : Речь, 2020. – 176 с.
18. Имамкулов, P. P. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся в условиях национально русского двуязычия / P.P. Имамкулов. – М. : Академия, 2021. – 105 с.
19. Исмаилова, У. А. Регионально этническая направленность воспитания как фактор приобщения детей к народной культуре/ У. А. Исмаилова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2021. – № 1. – С.65 - 68.
20. Карабанова, О. А. Развитие игровой деятельности детей 2 7 лет: метод. пособие для воспитателей/ О. А. Карабанова. – М. :Аспект Пресс, 2021. – 96 с.
21. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е. И. Касаткина. – М. : Дрофа, 2019. – 176 с.
22. Коломийченко, Л. В. Социальное воспитание детей в культурологической парадигме образования: монография / Л. В. Коломийченко. – Пермь : Перм. гос. пед. ун-т., 2019. – 154 с.
23. Кондрашова, Н. В. Тенденции развития дошкольного образования в условиях регионализации / Н. В Кондрашова // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2020. – № 5. – С.21 -28.
24. Короткова, Н. А. Сюжетно ролевая игра старших дошкольников // Ребёнок в детском саду. – 2020. – №3. – С.81 - 89.
25. Матросова, Н. Н. Развитие этнокультурного и творческого потенциала детей / Н. Н. Матросова // Теория и практика дополнительного образования. – 2020. – № 4. – С.58 - 61.
26. Методы исследования этнического сознания (на примере этносов, проживающих в различных географических условиях): учебно методическое пособие / / сост.: А. Е. Меняшев, С. Ю. Панкова. Южно Сахалинск : изд. СахГУ, 2020. – 216 с.
27. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М. : Академия, 2019. – 304 с.
28. Омарова, М. К. Культура межнационального общения. / М. К. Омарова // Научный журнал. – 2020. – №11. – С.27- 29
29. Семенова, А. Д. Совершенствование этнопедагогизации учебно воспитательного процесса / А. Д. Семенова // Философия образования.– 2020. – № 2. – С.47 – 53.
30. Сиротюк, А. С. Критерии толерантности [Текст] / А. С. Сиротюк //Вестник Тверского государственного университета. – 2019. – №2. – С.165- 171.
31. Сластенин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учеб. Заведений / В. А. Сластенин. – М. :«Академия», 2021. – 576 с.
32. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 160 с.
33. Федорова, С. Н. Поликультурная составляющая этнокультурной компетентности педагога / С. Н. Федорова // Этика межнационального общения глазами общественности: теория и практика: сб. материалов круглого стола. – Козьмодемьянск: OOO «Стринг», 2018. – С. 2- 7.
34. Хайруллин, Р. З. Педагогика и психология межнационального общения / Р. З. Хайруллин. – М. : ЭконИнформ, 2019. – 218 с.
35. Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: социализация детей и подростков в традиционной культуре: учебное пособие / О. В. Хухлаева. – М.: Московский психолого социальный институт, 2020. – 248 с.
36. Юрина, Н. Уроки нежности и сострадания / Н. Юрина // Воспитание дошкольников.– 2019.– №2. – С. 16 - 24.
Рис.1. Анализ сформированности межкультурных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах по методике «Диагностика развития межкультурных взаимоотношений со сверстниками» (Opловa И.А., Хoлмoгopoва В.M.), на констатирующем этапе, в % Результаты исследования по данной методике показали, что только у 6 детей из 30% ЭГ и у 7 детей из 35% КГ высокий уровень. Ксения и Альмир внимательно слушают, правильно называют страны, Алина и Артем положительно относятся ко всем национальностям. Ирек и Камилла правильно называют языки народов. У них всегда приподнятое настроение и эмоциональное восприятие собеседника. У 6 детей из 30% ЭГ и 8 детей из 40% КГ выявлен средний уровень выполнения заданий данной методики. Ильяс и Варя отметили внешнее сходство (анатомическое строение тела: наличие волос, кожи на теле). Камиль и Карим называли черты лица (разрез глаз), волос, цвет кожи. Они не всегда адекватно воспринимали и реагировали на эмоциональные состояния своего партнера по деятельности; сдерживали личностные отрицательные эмоции только в моменты хорошего настроения, в плохом настроении отрицательно относились к межличностному общению.