Формирование знаний о родном крае у младших школьников на уроках окружающего мира
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В настоящее время возрастает необходимость изучения родного края. Краеведческие знания – это основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Об использовании местных, локальных материалов в обучении и воспитании младших школьников, приобщении их к серьезным исследованиям писали еще Я. А. Коменский, Ж - Ж Руссо, Г. Песталоцци и другие зарубежные педагоги и ученые. В России эту идею развивали В. Н. Татищев, М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович, Н. М. Карамзин, К. Д. Ушинский и другие ученые, педагоги, писатели, философы.
Увеличение интереса к изучению родного края обусловлено рядом причин: желанием познать мир, в котором живешь; новыми подходами к процессу обучения, гуманизацией образования, ориентацией на развитие личности; осознанием эффективности краеведческого принципа обучения (от известного к неизвестному, от частного к общему). Актуальность исследования определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью своего края. Краеведение дает возможность приобщить учащихся к добросовестному общественно полезному труду, преодолевая любые формы национального эгоизма и ограниченности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Формирование знаний о родном крае у младших школьников как компонент краеведческого образования 6
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А. А. Плешакова с точки зрения формирования краеведческих знаний у младших школьников 11
1.3 Возможности игрового метода в формировании у младших школьников знаний о родном крае 14
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗНАНИЙ О РОДНОМ КРАЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 22
2.1 Выявление уровня сформированности знаний о родном крае у детей младшего школьного возраста 22
2.2 Разработка краеведческой игры, направленной на расширение знаний у младших школьников о родном крае 27
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алавидзе, Т. А. Социальная психология в современном мире / Т. А. Алавидзе. – Москва : Аспект Пресс, 2002. ¬– 332 с. ¬– ISBN 5 -7567 0272-5.
2. Бодалев, А. А. Психология общения : избранные психологические труды / А. А. Бодалёв. – Москва : Институт практической психологии, 1996. – 256 с. – ISBN 5-87224-121-6.
3. Блонский, П. П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. – Москва : Просвещение, 2006. – 629 с. – ISBN 5- 89502- 574-9.
4. Цепелева, Н. С. Факультатив по краеведению : пособие для учителей начальных классов / Н. С. Цепелева. – Магадан, 2005.
5. Епишина, Л. В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности / Л. В. Епишина. – Москва, 2007. – ISSN 0027-7371.
6. Строев, К. Ф. О краеведческом принципе в преподавании географии / К. Ф. Строев. – Москва : Педагогика, 2000.
7. Ривкин, Е. Ю. Краеведческая деятельность как системообразующий компонент воспитательной системы школы / Е. Ю. Ривкин. – 2018. – URL: http://www.portalslovo.ru.
8. Российская государственная библиотека / Центр информационных технологий РГБ. – Москва: Российская государственная библиотека, 1997. – URL: http://www.rsl.ru.
9. Мясцова, В. И. Краеведческий материал как средство художественно – творческого развития школьников // Начальная школа / В. И. Мясцов. – 2006. – ISSN 0027-7371.
10. Соколова, О. А. Экологическое воспитание как средство социализации младших школьников / О. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. – 2016. – № 2 (5). – С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/27/851/
11. Плешаков, А. А. Окружающий мир : Учебник для 4 класса в 2 -х частях. Ч. 1. // А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – Москва: Просвещение, 2013. – 226 с. – ISBN 978-5-09-023202.
12. Плешаков, А. А. Окружающий мир : Учебник для 4 класса в 2 -х частях. Ч. 2. // А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – Москва: Просвещение, 2013. – 228 с. – ISBN 978-5-09-023204.
13. Савинова, Е. В. История становления принципа краеведения в методике школьного естествознания / Е. В. Савинова, Н. М. Семчук // Успехи современного естествознания. – 2008.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373).
15. Гурьянова, И. В. Краеведение как способ реализации личностных результатов ФГОС / И. В. Гурьянова. – Кострома, 2017. – 11с.
16. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 463 с. – ISBN 5-89147-001-2.
17. Баев, П. М. Играем на уроках: Пособие для преподавателей зарубежных школ / П. М. Баев. – Москва, 1989. – 86 с. – ISBN 5-200-00796.
18. Столяренко, Л. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на –Дону: «Феникс», 2008. – 703с. – ISBN 5-222-02055-X.
19. Жукова, С. А. Средства обучения истории в начальной школе / С. А. Жукова. – Москва : Начальная школа, 2005.
20. Лихачев, Д. С. Учит земля родная. Вестник Союза краеведов России / Д. С. Лихачев. – Москва : Просвещение, 1992. – 256с.
21. Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – Москва, 1988. – 253с. – ISBN 5-7155-0008-7.
Игра представляет собой командное соревнование, в ходе которого участникам предлагаются интеллектуальные и творческие задания (загадки и подсказки, с помощью которых они переходят от одной точки заданного маршрута к следующей, получая за это жетоны), при этом их необходимо выполнить быстрее соперников. Данное мероприятие рассчитано на детей младшего школьного возраста, может быть полезно учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, воспитателям. Сценарий квест-игры поможет учителям сделать мероприятие интересным и запоминающимся. Квест-игра – одно из интересных средств в профессиональном арсенале педагога, направленных на самовоспитание и саморазвитие обучающегося как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией.