Формирование гражданской ответственности младших школьников посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций

Скачать дипломную работу, в которой исследуется формирование гражданской ответственности младших школьников посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.10.2023
Объем файла
236 Кб
Количество страниц
48
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2240 руб.
2800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. Вопрос воспитания гражданской ответственности у детей в наше время вновь приобретают актуальность. Это связано с тем, что происходит обновление социальных ценностей, обесценивание норм нравственности и правил морали.  Подрастающее поколение и их отношение к гражданской ответственности – главная задача, которую призваны решать семья во взаимосвязи со школой. Параллель обучения и воспитания является составляющей образовательного процесса в настоящие дни.  Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для воспитания гражданской ответственности в силу особой чуткости, интереса к осмыслению, общению. Следовательно, гражданственная ответственность ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В основу положено всестороннее развитие ребёнка и его гражданского воспитания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...7

1 Теоретические основы формирования гражданской ответственности у младших школьников посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций …………………………………………...…...…9

1.1 Категория «гражданская ответственность» и ее характеристика………………………………………………………..….9

1.2 Особенности формирования гражданской ответственности у детей младшего школьного возраста ………………………….………...…...15

1.3 Принципы формирования гражданской ответственности посредством внеклассных мероприятий посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций …………………………………..24

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию гражданской ответственности младших посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций ……………………………………....29

2.1. Изучение исходного уровня гражданской ответственности у младших школьников ………………………………………………….29

2.2. Организация процесса формирования гражданской ответственности у младших школьников посредством моделирования и решения воспитывающих ситуаций…………………………………………....36

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы ………38

Заключение…...……………………………………………………………..43

Список использованных источников……………...………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Артемов, В. М. Предпосылки ответственности: учебное пособие / В. М. Артемов. – М : Проспект, 2018. – 102 с. – ISBN 5-7695-1933-9. ‒ Текст : непосредственный.  

2. Ахметжанова, Г. В. Подготовка студентов педвуза к осуществлению гражданского воспитания : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ахметжанова Галина Васильевна ; – Марийский государственного институт. – Казань, 2013. ‒ Текст: непосредственный.

3. Бешенков, С. А. Моделирование и формализация : методическое пособие /   С. А. Бешенков. – М. : Лаборатория знаний, 2002. – 336 с. – ISBN 978-5-09-025232-4. ‒ Текст : непосредственный.  

4. Блонский, П. П. Избранные педагогические сочинения : учебное пособие /     П. П. Блонский. – М. : Педагогика, 1979.  – 262 с. – ISBN 978-5-09-025749-7. ‒ Текст : непосредственный.  

5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович. – Текст : непосредственный // Вопросы психологии. – 1979. – №2. – С. 47-56. 

6. Волобоева, Н. Н. Особенности программы развития активной гражданской ответственности подростков / Н. Н. Волобоева. – Текст : непосредственный // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2015. – № 39. – С. 264-267. 

7. Дегтярева, Т. Н. Теория и опыт воспитания нравственной ответственности ребёнка / Т. Н. Дегтярева. – Текст : непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №1. – С. 92-96.

8. Зенчева, Н. А. Специфика гражданской ответственности младших школьников / Н. А. Зенчева. – Текст : непосредственный // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2017. – №1. С. 38-43.

9. Историческое образование школьников в современной России : учебная книга / И. Н. Ионов, Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова, М. В. Короткова. –Москва : Русское слово, 1998. – 28 с. – ISBN 5-94717-053-1. – Текст : непосредственный. 

10. Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем : учебное пособие / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова. – Москва : Новая школа, 1996. – 57 с. – ISBN 5-93917-067-9. – Текст : непосредственный.

11. Климов, Е. А. Психология: воспитание, обучение: учебное пособие / Е. А. Климов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 202 с. ISBN 5-34917-070-5. – Текст : непосредственный.

12. Крицкая, А. Р. Некоторые концептуальные основы самообразования обучающихся / А. Р. Крицкая. – Текст : непосредственный // Вопросы философии. – 2013. – № 5. – С. 70-74.

13. Леньшин, В. П. Методологические подходы к исследованию молодёжи /       В. П. Леньшин. – Текст : непосредственный // Лаборатория знаний. – 2004. – № 2. – С. 22-27.

14. Люблинская, А. А. Детская психология : учебное пособие для студентов педагогических институтов / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1971. – 107 с. – ISBN 5-74617-070-3. – Текст : непосредственный.

15. Макаренко, А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. – Текст : непосредственный // О воспитании : сборник научных статей / редколлегия: Д. И. Латышина. – Москва, 2015. – С. 170-177

16.   Михейкина, Т. А. Формирование гражданской позиции старшеклассников интернатных учреждений : автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Михейкина Татьяна Александровна ; Мордовский педагогический институт. – Саранск, 2015. – 62 с. – Текст : непосредственный.

17. Молодцова, И. В. Становление гражданской позиции старших подростков : автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Молодцова Инна Вадимовна ; Красноярский педагогический университет. –  Красноярск, 2017. – 32 с. – Текст : непосредственный.

18. Осипова, Г. В. Российская социологическая энциклопедия : учебное пособие / Г. В. Осипова. – Москва :  Просвещение, 1998. – 76 с. – ISBN 5-74617-070-3. – Текст : непосредственный.

19. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебник / И. П. Подласый. –Москва : Нова школая, 2010. – 253 с. – ISBN 7-45617-906-8. – Текст : непосредственный.

20. Попович, Н. П. Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста – участников детских общественных объединений : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Попович Наталья Петровна ; ГОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет. – Омск, 2018. – 65 с. – Текст : непосредственный.

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2011.

23. Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития  / Г. Н. Филонов. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение. – 1999. – № 3. – С. 90-93.

24. Чернов, В. В. Становление гражданского воспитания в школе : автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Чернов Виктор Вадимов ; Красноярский педагогический университет –  Красноярск, 2008. – 32 с. – Текст : непосредственный.

25. Юдинских, А. М. Проблемы и перспективы развития образования : учебное пособие / А. М. Юдинских. – Пермь : Меркурий, 2011. – С.155-158. – ISBN 978-5-09-025749-7. ‒ Текст : непосредственный.  

26. Яруллин, И. Ф. Формирование гражданской ответственности студентов педагогических вузов : учебно-методическое пособие / И. Ф. Яруллин. – Казань : Хэтер, 2011. – 183 с. – ISBN 7-45617-906-8. – Текст : непосредственный.

Анализируя результаты формирующего этапа эксперимента можно отметить: моделирование и воспитывающие ситуации способствуют формированию активной жизненной позиции, чувства сплочённости и уважения к подвигам предыдущих поколений, поддерживать дух патриотизма и толерантности, что в конечном итоге формирует гражданскую ответственность младших школьников. Создание воспитывающих ситуаций позволяет учащимся оценить предложенный вариант с разных позиций, способствует выявлению системных связей в обществе, формирует прогностические умения. Использование проблемных вопросов наиболее благоприятно на этапе урока «актуализация необходимых знаний», так как способствует развитию познавательного интереса, стимулирует познавательную активность учащихся. Метод моделирования имеет развивающее значение, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, в том числе и при ознакомлении с гражданственностью. Для становления ребёнка человеком с высокой гражданской воспитанностью, важно предоставить ему возможность самостоятельно находить информацию адекватно цели, познавать и использовать освоенные способы действий. Одним из эффективных средств, обеспечивающих успешность познания, является использование детьми моделей и активное участие, в процессе моделирования.