Развитие навыков составления описательных рассказов старшими дошкольниками с Общим Недоразвитием Речи lll уровня при реализации проекта «Волшебные каточки»
ВВЕДЕНИЕ
Процесс развития связной речи – главная задача речевого воспитания детей. Это обусловлено её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, определяющая уровень речевого и умственного развития ребёнка. Развитие связной монологической речи является одной из важных задач в работе логопеда с детьми дошкольного возраста. Успешная социализация детей в современном обществе зависит от того, насколько правильна, чиста и логична их связная речь. Связную речь рассматривают как высшую форму мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) Описательная речь является основным компонентом в составлении связных высказываний и текстов. И именно этот компонент оказывается наиболее несформированным у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Это доказано такими исследователями, как В.П. Глухов, Т.Б. Филичева, В.К. Воробьёва и другими учеными. Исследователи отмечают, что формирование связной речи у детей многократно усложняется, если имеет место общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с общим недоразвитием речи препятствием к успешному формированию связной речи является нарушение всех компонентов речевой системы, нарушение внимания, памяти, недостаточный уровень словесно-логического мышления (В.П. Глухов, Л.Н. Ефименкова, Р.Е. Левина, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Даже при IV уровне речевого развития у детей с ОНР отмечаются трудности смыслового программирования и языкового оформления связного высказывания, недостатки формирования логико-семантических и формально-грамматических операций продуцирования связного высказывания (Т.Б. Филичева).
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………….….......6
1.1 Особенности составления описательных рассказов в онтогенезе………………………………………………………………...….…….6
1.2 Особенности навыка составления описательных рассказов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи……………….............................13
1.3 Организация и методика предпроектного исследования по выявлению уровня сформированности навыка составления описательного рассказа старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня…………22
1.4 Анализ результатов предпроектного исследования……………….………27
Выводы по 1 главе……………………………………………………….............34
ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА ……………………..........................
2.1 План реализации проекта………………………………………………....….
2.2 Описание продукта проекта……………………………………………....…
2.3 Методические рекомендации по …………………………....………………
Выводы по 2 главе……………………………………………………….............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………..………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Алексеева, М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2020. - 400 с.
2. Божович, Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы /Е. Д. Божович // Вопросы психологии. - 2017. - № 1. - С. 33-45.
3. Бородич, А.М. Система развития речи детей. - М.: Просвещение, 2018. - 126 с.
4. Воробьева, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, Планета знаний, Астрель, Хранитель, 2018. - 160 c.
5. Воробьева, В.К. Методика формирования связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. - М.: АСТ, 2019. - 635 c.
6. Выготский, Л.С. Вопросы изучения детской психологии. - СПб.: Лань, 2013. - 356 с.
7. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: В. Секачев, 2012. - 184 c.
8. Глухов, В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В. Ю., 2014. - 232 c.
9. Дунаева, Н. Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР. Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи: моногр. / Н.Ю. Дунаева. - М.: Владос, 2017. - 936 c.
10. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопедии / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Москва: Машиностроение, 2016. - 320 c.
11. Киселева, Н.Ю. Письменно-речевая деятельность учащихся с общим недоразвитием речи / Н.Ю. Киселева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - М.: АПГиЕН, 2015. - № 12. - С. 96-99.
12. Кривощапова, Л. О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 804 c.
13. Кривощапова, Л.О. Диагностический материал для обследования речи детей дошкольного возраста 4-7 лет с общим недоразвитием речи. Методическое пособие. Карточки / Л.О. Кривощапова. - М.: Владос, 2018. - 800 c.
14. Кыласова, Л. Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование / Л.Е. Кыласова, В.В. Докутович. - М.: Учитель, 2014. - 836 c.
15. Кыласова, Л.Е. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование. ФГОС ДО / Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2014. - 369 c.
16. Левченко, И.Ю. Дети с общим недоразвитием речи. Развитие памяти / И.Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 157 c.
17. Левина, Р. Е. Характеристика общего недоразвития речи у детей / Р. Е. Левина // Основы теории и практики логопедии /под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - С. 67-89.
18. Лепская, Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. - М., 2018. - 189 с.
19. Нечаева, О.А. Функционально-смысловые типы речи. (Описание, повествование, рассуждение) / О.А. Нечаева М., 1986. - 140 с.
20. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 2017. - № 4. – С. 68-76.
21. Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. — 288 с.
22. Филиппова, О.В. Нарушения речи у школьников: коррекционно-педагогическая работа при общем недоразвитии речи в массовой школе / О.В. Филиппова. - М.: Феникс, 2019. - 402 c.
23. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. - 192 c.
24. Цейтлин С.Н. Детские словообразовательные инновации. - СПб.: Наука, 2004. - 524 с.
25. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. и др. Логопедическая работа с дошкольниками Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
Формирование навыка рассказывания у детей дошкольного возраста без речевой патологии вызывает проблемы. Для дошкольников с общим недоразвитием речи, как показывают исследования, (В.К. Воробьева, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева) формирование навыка рассказывания связано с особыми трудностями. Это с одной стороны обусловлено языковыми и когнитивными особенностями детей с ОНР (В.П. Глухов), а с другой –спецификой описательного рассказа. Для решения проблемы исследования нами была проведена работа по выявлению уровня сформированности навыка составления описательных рассказов старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи. На основании результатов, полученных после проведения методик, можно сделать выводы об общем уровне сформированности навыка составления описательных рассказов у детей данной группы. В ходе исследования было выявлено, что большинство старших дошкольников, имеющих ОНР продемонстрировали низкий и средний уровни сформированности навыка составления описательных рассказов. В связи с этим во второй главе нашего исследования мы планируем предложить проект, который направлен на развитие навыка составления описательных рассказов у детей с ОНР III уровня.