Эффективные способы организации домашнего задания учащихся 4 класса на уроках естествознания

Скачать дипломную работу, в которой исследуются эффективные способы организации домашнего задания учащихся 4 класса на уроках естествознания
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
02.10.2023
Объем файла
239 Кб
Количество страниц
77
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

В Государственном общеобязательном стандарте начального образования (далее - Стандарт) (приказ МОН РК от 31 октября 2018 года №604) указано, что учебный процесс необходимо строить таким образом, чтобы он был в полной мере ориентирован на становление личностных характеристик выпускника [1]. Педагог в первую очередь должен организовывать учебный процесс так, чтобы он проходил эффективно и результативно. Самостоятельность, как раз то качество, которое помогает в достижении целей и задач образовательного процесса, ее формирование необходимо начинать еще с начальной школы.
Процесс развития самостоятельности младших школьников во всех видах деятельности образовательного процесса на сегодняшний день считается актуальной проблемой современной педагогической теории и практики.  Самостоятельность изучали следующие известные педагоги: И.Я. Лернер, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, А.Я. Савченко, Г.А. Цукерман.
Процесс развития самостоятельности в учении рассматривался, как сопутствующий образовательному. Изначально считалось, что самого образовательного процесса достаточно для развития этого качества у младшего школьника. Проявление себя и творчества обучающегося всегда отмечалось, но востребовались все эти качества в большинстве случаев эпизодами.
Многие учителя начальных классов склоняются к тому, что домашняя работа – это форма самостоятельной работы, которая развивает морально-волевые качества личности. Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала.

Содержание

Введение …………………………………………………………….. 4

1 Теоретические аспекты организации домашнего задания младших школьников на уроках естествознания 8

1.1. Сущность понятия «домашнее задание» в психолого-педагогической литературе........................................................... 8

1.2 Развивающие возможности домашней работы и ее роль в образовательном процессе младших школьников………………… 13

1.3 Способы организации домашней работы младших школьников по естествознанию в 4 классе …..…………………… 19

2. Методические аспекты эффективности способов организации домашнего задания в 4 классе на уроках естествознания 29

2.1. Анализ программных требований к уровню подготовки учащихся 4 класса по естествознанию 29

2.2. Содержание опытно-экспериментальной работы по организации способов домашней работы четвероклассников на уроках естествознания 31

Заключение………………………………………………………….. 56

Список использованной литературы……………………………. 59

Приложение А. Анкета «Исследование мотивации к изучению предмета» 62

Приложение Б. Разработка уровневых домашних заданий по разделу «Природные ресурсы» 64

Приложение В. Разработка игровых домашних заданий 65

Список использованной литературы

1. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.07.2021 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33329539.

2. Инструктивно-методическое письмо «Об особенностях учебно-воспитательного процесса в организациях среднего образования Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году». – Нур-Султан: НАО имени Ы. Алтынсарина, 2021. – 338 с.

3. Алексеев СВ. Дифференциация в обучении по предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991.

4. Баранова, Н.И. Технология уровневой дифференциации и индивидуализации обучения   / Н. Н. Баранова; Начальная школа. - № 2 - С., 2016. - 46-49 с.

5. Рассудовская М.М. Домашние задания для всего класса / М.М. Рассудовская// Математика в школе. – 2012. – № 6. – С.38-40.

6. Родионов М. А., Храмова Н. Н. Многомерный подход к оценке эффективности домашней учебной работы школьников по математике // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. - 2010. - № 18 (22). - С. 231-233.

7. Давыдов В.В. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 2008 - 306 с.

8. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III  (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2022 г.). URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30118747&pos=3;-108#pos=3;-108

9. Об утверждении Методических рекомендаций по организации и выполнению домашнего задания в организациях среднего образования Республики Казахстан: Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 апреля 2017 года № 182. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35278072&pos=4;-108#pos=4;

10. Шаяхметова А.А., Нурмуханбетова Н.Н., Фахруденова И.Б. Об обучении естествознанию в рамках обновленного содержания среднего образования. - Материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 85-летию известного педагога и ученого, организатора высшей школы Жоламанова Куандыка Досмагамбетовича. – 4 ноября 2016. – с.285-288.

11. Экологическое образование и воспитание. Метод. Рекомендации. – Улан – Удэ, 1990. – 29с

12. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 2016. - 318 с. 

13. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2016. - 1376 c.

14. Ревина Е.Г. О возможностях развития логического мышления младших школьников в условиях целенаправленного обучения / Е.Г. Ревина // Межвузовский сборник научно-технических статей. - Вольск: ВВВУТ (ВИ), 2019. - С. 141-145.

15. Белошистая А.В., Левитес В.В. Развитие логического мышления младших школьников: учебное пособие для вузов / А.В. Белошистая, В.В. Левитес. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 129 с. 

16. Тихомиров О. К. Психология мышления: учеб. пос. для студ. высш. учеб. завед. − 4 е изд. – М.: Академия, 2018. − 288 с. 

17. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2019. - 305 с. 

18. Гуляихин В.Н., Васильев О.Н. Учебно-методический комплекс «Логика»: Учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных факультетов / Науч. ред. А.А. Хачатрян. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2016. - 124с. 

19. Белошистая А.В. Развитие логического и алгоритмического мышления младшего школьника // Начальная школа до и после. - 2016. - № 9. - С. 15-17.

20. Колмогоров А. Н., Драгалин А.Г. Введение в математическую логику. М.: Ком Книга, 2016. 240 с.

21. Коконова Е. А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.

22. Колосова, М.В. Формирование универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / М.В. Колосова // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2015. – № 2. – С. 69-75

23. Моисеева, И.Г. Психолого-педагогическая модель формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / Моисеева Ирина Геннадьевна; [Место защиты: Сам. гос. соц.-пед. ун-т]. - Калуга, 2017. - 224 с.

24. Песняева, Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. - 2012. - № 7. - С. 15 - 22.

25. Погожева, И.А., Фатеева, И.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в учебном процессе / И.А. Погожева, И.Ю. Фатеева // Научное мнение. – 2011. - №11. – с. 89-94.

26. Татарникова, О. Н., Новолодская, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1116–1120.

27. Немов Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для СПО. 2-е изд., пер и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 243 с.

28. Глозман Ж.М., Курдюкова С.В., Сунцова А.В. Развиваем мышление. Игры, упражнения, советы специалиста. - Саратов: Вузовское образование, 2019. - 78 с.

29. Столяр А.А. Логические проблемы преподавания математики. Учебное пособие для педагогических вузов. - Минск, 2016. - 255 с.

30. Хачумян, Т. И. Понятие «критическое мышление» и его сущность в психолого-педагогической науке // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: зб. науч. тр. - Вип. 24, - Ч. 2. - Киев: Вид. центр КНЛУ, 2018. - С. 171-177.

31. Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования: дис... канд. педаг. наук. – Казань, 2019. − 166 c.

32. Теория и методика преподавания естествознания в начальных классах для студентов специальности «Педагогика и методика начального обучения»: учебное пособие / Е.Д. Ли, А. Б. Ибашова, В.А. Кубиева, Н.Н. Ханина. – Костанай: КГПИ, 2017. – 116 с.

33. Естествознание. Руководство для учителя. Пособие для учителя 4-го класса общеобразовательной школы/Бигазина П.К., Жаманкулова А.Ж., Кажекенова Э.А., Тураканова  Г.А., Хонтай М. – Нур-Султан: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2019 – 172 с.

34. Чупров Л.Ф. Исследование особенностей словесно-логического мышления детей: практическое пособие для психологов. - Черногорск: СМОПО, 2016. - 62 с. 

35. Песняева, Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева // Управление начальной школой. - 2012. - № 7. - С. 15 - 22.

36. Погожева, И.А., Фатеева, И.Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в учебном процессе / И.А. Погожева, И.Ю. Фатеева // Научное мнение. – 2011. - №11. – с. 89-94.

37. Татарникова, О. Н., Новолодская, Е. Г. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 1116–1120.

38. Васильева, Л.В. По лесной тропинке // Начальная школа. – 2018. − №7. – С. 61-68.

39. Веселова, Т.М. Формирование экологического воспитаниямладших школьников на основе краеведческого материала // Начальная школа. – 2018. – №2. – С. 42-48. 

40. Головачева, А.В., Ушакова, М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: метод.пособие. Н.Новгород: Экоцентр «Дронт», 2019. - 48 с.

На формирующем этапе эксперимента таже использовались домашние задания с использованием ИКТ-технологий.  В число данной группы заданий вошли образовательные игры, задания, в которых учащиеся в домашних условиях могут изучить определённый набор фактов и проверить свои знания. Так в частности в данной категории использовались образовательные мультфильмы из серии: Фиксики, Простоквашино, Смешарики, Барбоскины, которые включают в себя обучающие серии именно по разделам естествознания. Ребятам отправлялась ссылка в группу What’s App, по которой они просматривали мультфильм.  Здесь использовался также дифференцированный подход. Более слабым ученикам необходимо просмотреть рекомендуемый источник и подготовить рисунок по сюжету. Средним ученикам предлагалось после просмотра составить вопросы и ответы к ним. Сильным ученикам предлагалось составить синквейн после просмотра, либо составить ребус или кроссворд по новой терминологии и объектам. Еще одним способом использования ИКТ-технологий в рамках формирующего этапа эксперимента стало применение детских научных ресурсов, с использованием которых необходимо было подготовить доклад. Одним из таких ресурсов стала детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. Прекрасно иллюстрированная, доступная для младших школьников детская энциклопедия содержит информацию, которая может быть использована на уроках Окружающего мира по самым различным темам. Энциклопедия содержит множество иллюстраций, анимаций, доступный научно-познавательный материал, а также аудио- и видеоприложения. Обучающиеся могут использовать энциклопедию для подготовки сообщений, рефератов и т. д. Проект будет полезен и родителям, и учителям.