Использование проектного подхода в управлении развитием организации на примере ОАО «Арселормиттал»
Введение
На сегодняшний день проектный менеджмент является основным и более эффективным инструментом ведения современного бизнеса. Данный фактор вызван тем, что ежегодно возрастает количество вызовов окружающей среды (например, энергетического, экологического, ресурсного, социального и другого характера, со стороны пандемии COVID-2019), оптимальным решением которых выступает применение инновационных технологий и управленческих решений. Объединяющим инновационные технологии, управленческие решения и современные вызовы является именно проектный менеджмент[1].
Развитие и внедрение проектного подхода в деятельности предприятий на современном этапе связано с поиском и внедрением эффективных методов и технологий управления, обеспечивающих достижение стратегических целей организации в условиях усложнения внешней среды, трансформационных процессов в отечественной и мировой экономике. Сочетание операционной и проектной деятельности требует высокого уровня организационного развития, создания и функционирования полноценной системы менеджмента проектной деятельности, включающей организационные структуры, процессы и персонал. Управление экономической эффективностью профессионально-квалификационного развития является важной темой для изучения, так как эффективность деятельности предприятий находится в прямой зависимости от уровня квалификации персонала, которое возможно при условии эффективного профессионально-квалификационного развития. Руководители предприятию зачастую не придают достаточного значения этому вопросу, а те, руководители, которые все же осуществляют обучения персонала, как правило, применяют устаревшие методы обучения.
Содержание
1 Введение 7
2 Теоретические и методические основы проектного подхода в управлении развития организации 10
2.1 Сущность проектного подхода в управлении развития организации 10
2.2 Анализ методологий проектного управления в развитии организации 14
2.3 Этапы развития проектного подхода в мире и в России 19
3 Анализ проектной деятельности организации ОАО «АрселорМиттал» 23
3.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
3.2. Характеристика внешней среды организации 24
3.3 Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности профильной организации 32
3.4 Анализ проектной деятельности АО «АрселорМиттал Темиртау» 38
4. Использование проектного подхода в управлении развитием организации 41
4.1 Разработка программных мероприятий для ОАО «АрселорМиттал» 41
4.2 Оценка эффективности внедрения разработанных мероприятий 51
5 Заключение 60
Список использованных источников 62
Список использованных источников
1. Исаева О.М. Управление персоналом: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2020. – 274 с.
2. Нурмухаметова К.И. Управление командой как элемент развития кадрового потенциала / JournalofEconomyandBusiness, vol 1-1 (83). – 2022. – С. 153-155
3. Васильев, А.И. Организация проектного управления в органах государственной власти/ А.И. Васильев, С.Е. Прокофьев // Управленческие науки. – 2017. – № 4.– С. 44–52.
4. Юрьева, Т.В. Проектно-целевой подход и его роль в современной экономике / Т.В. Юрьева // Современные технологии управления. – 2016. – № 6 (54). – С. 71–76.
5. Кравец Е.О. Дефиниция понятий «управление проектами» и «проектное управление» / Вестник института экономических исследований. № 3(23). – 2021. – С. 105-110
6. Дубников А.В. Анализ текущего уровня проектного управления в организации// Современные технологии управления. — №3 (96). – 2021. – С. 1-10
7. Бадмаев, Е. З. Проектное управление в развитии предприятия / Е. З. Бадмаев // Управление развитием социально-экономических систем регионов: Сборник научных трудов, Улан-Удэ, 01–02 октября 2020 года. – Улан-Удэ: ВосточноСибирский государственный университет технологий и управления, 2020. – С. 17-23.
8. Зуб, А. Т. Управление проектами: учебник и практикум для вузов / А. Т. Зуб. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 422 с.
9. Ткаченко И.Н., Сивокоз К.К. Использование гибких технологий Agile и Scrum для управления стейкхолдерами проектов // Управленец. – 2017. – №4 (68). – С. 85-95.
10. Постигая Agile: ценности, принципы, методологии / Эндрю Стеллман, Дженнифер Грин / Пер. с англ С. Пасерба. – 3-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 441 c.
11. Джабраилов Ш.В. Сравнительный анализ методологий разработки ПО Agile и Waterfall // Молодой ученый. – 2020. – № 52 (342).
12. Кондрашова Н.Г., Авраменко М.А. Управление временем как эффективное средство менеджмента // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2020. – № 11-2 (69). – С. 51-54.
13. The History Of Project Management. – Текст :электронный // ResearchGate : [сайт].– URL: https://www.researchgate.net/publication/298341808_The_H istory_Of_Project_Management (дата обращения: 22.03.2022).
14. Advantages & Disadvantages of Gantt Charts. – Текст :электронный // AnalysisTab : [сайт]. – URL: https://analysistabs.com/gantt-chart/advantagesdisadvantages/#:~:text=The%20main%20benefits%20of%20 Gantt,Preparing%20and%20Managing%20the%20Chart (дата обращения: 22.03.2022).
15. Difference Between PERT and CPM. – Текст :электронный // Key Differences : [сайт]. – URL: https://keydifferences.com/difference-between-pert-andcpm.html#:~:text=PERT%20is%20a%20technique%20of,to %20control%20costs%20and%20time.&text=PERT%20tech nique%20is%20best%20suited,CPM%20deals%20with%20p redictable%20activities (дата обращения: 22.03.2022).
16. The ABCs of the Critical Path Method. – Текст :электронный // Harvard Business Review : [сайт]. – URL: https://hbr.org/1963/09/the-abcs-of-the-critical-path-method (дата обращения: 22.03.2022).
17. Теория ограничений. – Текст : электронный // Управление производством : [сайт]. – URL: http://www.uppro.ru/encyclopedia/theory-of-constraints.html (дата обращения: 22.03.2022).
18. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие /Н.И. Кабушкин. – 8-е изд., стереотип. – М.: Новое знание, 2019 – 336 с.
19. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст]: учебное пособие / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2017. – 394 с.
20. Акиншина, А.И. Менеджмент [Текст] / А.И. Акиншина – М.: Инфра, 2018 – 332 с.
21. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: учеб. пособие / Т.Б. Бердникова – М.: ИНФРА-М, 2020 – 215 с.
22. Отчет о финансовых результатах https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7706703128_ooo-arselormittal-temirtau (дата обращения: 22.03.2022).
23. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / М. Армстронг – СПБ.: Питер, 2018 – 848 с.
24. Гусева, К.Д. Эффективные методы управления персоналом [Текст] /К.Д. Гусева – М.: Личность, 2019 – 56 с.
Т. е. на производстве принимается решение о закупке нового оборудования, следующий шаг – обучение сотрудника, в последующем, передающего свой опыт коллегам по участку и заключительный этап – использование нового оборудования. В качестве нововведения предлагается внедрить систему «Тест- драйва». Данное мероприятие заключается в том, после прохождения обучения проводится внутриорганизационный контроль освоенного материала приглашенным специалистом под контролем: специалиста по охране и безопасности труда во главе с начальником цеха (в котором происходит внедрение нового оборудования) и инженером по безопасности труда. В ходе «Тест-драйва» сотрудник, прошедший переобучение, кратко освещает специфику работы на новом оборудовании. По итогу заполняется оценочный лист и принимается решение о: продолжении обучения сотрудников, т.е. передачи опыта обученным сотрудником другим участникам производственного процесса, сталкивающимся с необходимостью работы с использованием нового оборудования; некомпетентности обученного сотрудника с дальнейшим применением методов экономического воздействия на данного сотрудника, а также решение о направления его на повторное обучение.