Образование как социальный институт: основные тенденции развития и отношение к ним белорусской молодежи
Введение
Важность рассмотрения данной темы в том, что социальный институт образования имеет очень важную роль в нормальной работе и становлении общества.
Беларусь находится в рейтинге стран мира по индексу уровня образования, подготовленный совместно с представительством Программы развития ООН в России на 32 месте с индексом 0.838 [11].
Дабы поддерживать уровень достигнутого научного, а также культурного развития, в дальнейшем совершенствовать его необходимо овладение знаниями, опытом, традициями, материальными и духовными ценностями предшествующих поколений. Поэтому они должны передаваться из поколения в поколения людей и усваиваться ими.
Для этого необходимо приобщить человека к нормам и ценностям культуры и сделать из него полноправного члена общества. Это выполняется в процессе социализации людей. Одним из главных компонентов социализации людей является образование – это обучение человека для передачи знаний и культурных ценностей, накопленных предшественниками.
Существует несколько мировых подходов к целям и задачам образования. В разных системах и различных этапах развития они разные. Во Франции классически развивался энциклопедизм, задача которого создать эрудитов со знаниями в различных отраслях, в Британии гуманизм в отношении элиты и всесторонние развитие личности, соседствует с меркантилизмом в отношении всех остальных, задача которых – занять вакансии в экономике. Ну и скандинавские страны стремятся к свободному, натуральному развитию личности учащихся. В каждой из этих систем исходя из их основных целей будут свои задачи по развитию навыков и свои нормы функционирования. Существующие нормы – основа для функционирования социальных институтов.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ………………………………………………………………………..5
1.1 История формирования образования как социального института. Понятие социального института…………….…………..……………………5
1.2 Социальный институт образования………….…………………….6
1.3 Анализ внутренней организации и структуры системы образования……………………………………………………….…………..11
1.4 История образования в Республике Беларусь…………………...13
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………..……………..........16
2.1 Тенденции развития образования………………………...…........16
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЕ К ТЕНДЕНЦИЯМ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ МОЛОДЕЖИ…………..…………….…..21
3.1 Опрос респондентов……………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………...……….......27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………..……….28
Список использованной литературы:
1. Ананьев М.А. Образование и научно-технический прогресс. М., 1992. – 44 с.
2. Бэнкс Д. Социология образования. Л., 1978.
3. Гурченко В.Н. Социология и система образования /Социологические и экономические проблемы образования. – Новосибирск, 2000.
4. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: учебник. М.; 2007. – 624 с.
5. Дюркгейм Э. Социология образования / Под ред. В.С. Собкина и В.Я. Нечаева. М., 2010. – 368 с.
6. Колесниченко Л.Ф. и др. Эффективность образования. М., 1991.
7. Комаров М.С., Яковлев М.А. Социальный институт //Социология. Словарь-справочник. М., 1990. Т.1.
8. Кутасова Т.Л., Королева К. Образование как социальный институт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovanie-kak-sotsialnyy-institut/viewer - Дата доступа: 16.05.2021
9. Невский Н.А. Субъективный фактор в педагогической деятельности //Педагогика. 1992. № 5.
10. Образование как социальный институт: теоретико-методологические проблемы изучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/337733162_Obrazovanie_kak_socialnyj_institut_teoretiko-metodologiceskie_problemy_izucenia - Дата доступа: 17.05.2021
11. Рейтинг стран мира по индексу уровня образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/education-index - Дата доступа: 18.05.2021
12. Свифт Д. Социология образования. Л., 1969. – 121 с.
13. Смелзер М. Социология. М., 1994. Гл.14. – 688 с.
14. Субетто А.И. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке// «Академия Тринитаризма», М., Эл №77-6567, публ. 13946, 27.10.2006
15. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. – 160 с.
Система образования в Республике Беларусь сложилась таким образом, что каждый может воспользоваться своим правом на образование, чтобы стать успешным и востребованным в обществе.
Положительными склонностями развития системы образования Республики Беларусь являются: гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, переход к гуманным, демократическим отношениям между учителями и учениками; вариативность и разноуровневость содержания образования, введение совершенно новых специальностей и специализаций, дисциплин, что востребованы в новых социально-экономических условиях; разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по предметам; дифференциация сети образовательных заведений, развитие негосударственных образовательных заведений, учет социального заказа на образование; разработка и введение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования; использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования.
Первая тенденция – это «институционализация» и диверсификация образования и его институциональных форм, то есть возникновение, развитие образования и разных образовательных институтов. Институционализация характерна появлением и закреплением в общественной практике социальных норм и стандартов, развитием новых статусных ролей и позиций. В прогрессивных образовательных системах есть множество институтов, такие как: школы, университеты, пресса, образовательные системы, науки об образовании. За последние несколько десятилетий появилось дистанционное образование, самообразование, элитное и элитарное образование, бизнес-школы, системы инклюзивного образования, философия и социология образования, институт образовательной политики [3, с.67].