Пути коррекции нарушений лексического развития у дошкольников с церебральным параличом

Скачать дипломную работу, в которой исследуется пути коррекции нарушений лексического развития у дошкольников с церебральным параличом
Author image
Timur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.10.2023
Объем файла
158 Кб
Количество страниц
55
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность проблемы. Статистические исследования последних лет указывают на рост числа детей с особыми образовательными потребностями, что связано с негативным влиянием различных экологических, социально-экономических, культурных, психологических и других факторов. Значительная часть из них – дети с детским церебральным параличом. Повреждение определенных структур мозга, позднее формирование или недоразвитие отделов коры, которые имеют наибольшее значение для психической и речевой деятельности лежит в основе речевых нарушений при церебральном параличе. Эта категория детей имеет качественные особенности в развитии всех сторон речи, в том числе ограниченный словарный запас. В то же время, очевидно, что развитие лексики важно для развития речи, процесса общения и познавательной деятельности у детей. Поэтому изучение лексической системы становится приоритетным направлением исследований в области детской речи [27]. Данная проблема описывалась в работах многих российских исследователей: Н. Н. Малофеева [21], Е. М. Мастюковой [24], Н. В. Симонова [33], И. А. Смирнова [35], Л. Б. Халиловой [38] и др.  Формирование лексики, системности, уточнение значения слова имеют большое значение для развития познавательной деятельности дошкольников с церебральным параличом. Слово и его значение являются средством не только речи, но и мышления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3

Глава 1. Современное состояние изучения проблемы нарушений лексического развития у детей с двигательной недостаточностью………

1.1 Современные лингвистические представления о лексической системе языка и ее формирование в онтогенезе……………

1.2 Клинико-психоло-педагогическая характеристика детей с церебральным параличом…………………………………………………

1.3 Нарушения лексики у детей с детским церебральным параличом……………………………………………………………………

Глава 2. Исследование лексического развития дошкольников с церебральным параличом…………………………………………………

2.1 Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы………………………

2.2 Научно-теоретические основы и содержание методики исследования лексического развития детей с церебральным параличом..

Глава 3. Характер нарушений лексического развития у детей с церебральным параличом…………………………………………………

Глава 4. Пути коррекции нарушений лексического развития у дошкольников с церебральным параличом………………………………

4.1 Цель, задачи, содержание методических рекомендаций по коррекции нарушений лексического развития у детей с детским церебральным параличом…………………………………………………

4.2 Дифференцированный подход к коррекции лексических нарушений у детей с церебральным параличом…………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемых источников………………………………………...

 

Список используемых источников

1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания /  Ананьев Б. Г. – Санкт-Петербург: Питер, 2001. – 272 с. 

2. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка / Апресян Ю. Д. – М. : Издательство А. Д. Кошелев, 1995. – 442 с.

3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов /                     Архипова Е. Ф. – Москва: Астрель, 2007. – 224 с.

4. Бадалян, Л. О. Невропатология: учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Бадалян Л. О. – Москва: Издательство «Академия», 2015. – 400 с. 

5. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи: ДЦП, ЛФK, неврология / Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. – Москва: Книга по Требованию, 2013. – 325 с. 

6. Васильев, Л. М. Теория семантических полей / Л. М. Васильев // Вопросы языкознания. – 1971. – № 5. – С. 106-113.

7. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоцион. предпосылки освоения языка: Книга для логопеда / Винарская Е. Н. – Москва: Просвещение, 1987. – 159 с.

8. Выготский, Л. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) / Выготкий Л. С. – Москва: Лабиринт, 2001. – 368 с.

9. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / Гвоздев А. Н. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. – 471с.

10. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Жинкин Н. И. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 370 с.

11. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.02.01 / Захарова А. В. – Новосибирск, 1975. – 23 с.

12. Калижнюк, Э. С. Психические нарушения при детских церебральных параличах /  Калижнюк Э. С. –  Киев: Вища школа,  1987 – 269 с.

13. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить / Кольцова М. М. – Москва: Издательство Московского государственного университета, 1969. – 192 с.

14. Лаврентьева, А. И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе / Лаврентьева А. И. // Усвоение ребенком родного (русского) языка. – Санкт-Петербург: Образование, 1996. – С. 57-69.

15. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи / Лалаева Р. И.,Серебрякова Н. В. – Санкт-Петербург: Союз, 2001. – 218 с. 

16. Лачимова, Л. Я. Современный русский язык. Практическое пособие / Лачимова Л. Я., Гусева Т. И., Бегаева Е. В., Янсюкевич А. А. – Москва: Экзамен, 2005 – 424 с.

17. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Левченко И. Ю. , Приходько О. Г. – Москва: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

18. Леонтьев. А. А. Основы психолингвистики : учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Леонтьев А. А. – Москва: Academia : Смысл, 2005. – 287 с.

19. Лубовский, В. И. Специальная психология : учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Лубовский В. И., Розанова Т. В. , Солнцева Л. И.  [и др.]. – Москва: Издательство «Академия», 2005. – 464 с. 

20. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Лурия А. Р. – Москва: Издательство Московского университета, 1998. – 335 с.

21. Малофеев, Н. Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом: автореферат диссертации на соискание на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.03 / Малофеев Н. Н.  – Москва, 1988. – 16 с.

22. Мамайчук, И. И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом / Мамайчук И. И. // Дефектология. – 1976. – №3. – С. 29-37.

23. Мамайчук, И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: автореферат диссертации на соискание на соискание ученой степени доктора психологических наук: 10.00.04 / Мамайчук И. И. – Санкт-Петербург, 2000. – 39 с.

24. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. – Москва: Просвещение, 1985. – 170 с. – URL: http://pedlib.ru/Books/5/0465/5_0465-1.shtml (дата обращения: 15.03.2022). – Режим доступа: открытый доступ. 

25. Микушина, Н. В. Развитие лексико-семантической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста /  Микушина Н. В. // Дошкольная педагогика и психология.  – Каменск-Уральский, 2015. – С. 62-65. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-leksiko-semanticheskoy-storony-rechi-u-detey-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 24.06.2021). – Режим доступа: открытый доступ.

26. Немкова, С. А. Детский церебральный паралич: современные технологии в комплексной диагностике и реабилитации когнитивных расстройств / Немкова С. А. – Москва : МЕДПРАКТИКА-М, 2013. – 440 с. 

27. Никитина, М. Н. Детский церебральный паралич /Никитина М. Н. – Москва: Медицина, 2017. – 120 с. 

28. Основы теории и практики логопедии / Левина Р. Е. – Москва: Альянс, 2013. – 366 с.

29. Розенгарт-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт-Пупко Г. Л. – Москва: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. – 96 с.

30. Сайфутдинова, Н. П. Развитие лексики в онтогенезе / Сайфутдинова Н. П., Ильина Т. Ю. // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов XII Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2019. –                     С. 67-70.

31. Семенова, К. А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах / Семенова К. А. – Москва: Медицина, 1976. – 185 с.

32. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург, 1996. – 242 с.

33. Симонова, Н. В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом / Симонова Н. В. // Дефектология. – 1985. – № 3. – С. 67-72.

34. Смирнова, И. А. Логопедическая работа по формированию словаря у дошкольников с церебральными параличами : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук : 13.00.03 /  И. А. Смирнова. – Ленинград, 1988. – 205 с.

35. Смирнова, И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП / Смирнова И. А.  – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2018. – 320 с.

36. Ушакова, Т. Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики  /  Ушакова Т. Н. – Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2011. – 524 с.

37. Филичева, Т. Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей / Филичева Т. Б.,Чиркина Г. В. – Москва: Просвещение, 2008. – 246 с.

38. Халилова, Л. Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащихся с церебральным параличом /  Халилова Л. Б. // Дефектология. – 1984. – № 4. – С. 63-69.

39. Халилова, Л. Б. Формирование первоначальных языковых обобщений у младших школьников с церебральным параличом: автореферат     диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.00 / Халилова Л. Б. – Москва, 1981. – 16 с.

40. Шипицина, Л. М. Детский церебральный паралич: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических, психологических и медицинских учебных заведений / Шипицина Л. М. , Мамайчук И. И. – Санкт-Петербург: Издательство «Дидактика плюс», 2003. – 520 с. 

41. Шмелев, Д. Н. Современный русский язык. Лексика : учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература» / Шмелев Д. Н. – Москва : ЛИБРОКОМ, 2009. –  334 с.

Результаты анализа подчеркивают, что большинство дошкольников недостаточно дифференцируют речевую и предметную действительность. У испытуемых с детским церебральным параличом слово связано с денотативным компонентом. Оно воспринимается как свойство предмета и не отделяется от него даже при помощи со стороны взрослого. Дошкольники не осознают произвольность связи между звуковой формой языкового знака и значением. На основании проведенного исследования были выделены три уровня сформированности лексики у дошкольников с детским церебральным параличом. Так как высокий уровень никто из детей не набрал, были выделены 3 группы детей по уровню сформированности лексики, что свидетельствует о несформированности лексической системы языка.  В первую группу входили дети, которые полностью зависят от посторонней помощи, они не могут выполнять какие-либо действия самостоятельно. Словарный запас равен менее 100 слов. Для детей данной группы характерны низкие показатели выполнения всех заданий на исследование лексических операций. При демонстрации предметных картинок трудности не вызывали только лишь наиболее часто встречающие слова. Испытуемые практически не подбирали синонимы. Лишь двое дошкольника с помощью экспериментатора дали синоним к словам «шагать» и «здание». Дошкольники данной группы могли правильно подобрать не более трех антонимов (к существительным и прилагательным). Очень часто дети подбирали слова по тематическим ассоциациям с антонимами.